Гостариф между "большой тройкой"
Точка в вопросе о госрегулировании межоператорских тарифов компаний мобильной связи пока не поставлена. Вице-премьер Сергей Иванов поручил Минкомсвязи представить соответствующие предложения. Сами сотовые операторы настаивают, что конкуренция - наиболее действенное средство для снижения расценок для абонентов
Москва. 9 сентября. FINMARKET.RU - В четверг в правительстве прошло согласительное совещание по поправкам в закон "О связи", предусматривающих госрегулирование части деятельности "большой тройки" - МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона". Ясности в вопрос оно не внесло.
Инициатором госрегулирования сотовой "большой тройки" выступил депутат Госдумы Максим Коробов. В начале года он внес в нижнюю палату доработанный законопроект, который предлагает распространить на сотовых операторов статус существенных, который предполагает обязанность предоставлять свои сети для присоединения других операторов по регулируемым государством тарифам. В настоящее время существенными признаются только операторы фиксированной связи, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географически определенной зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости, либо имеют возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика. Внесение поправок в закон позволит считать существенными операторами, в частности, МТС, "Вымпелком" и "Мегафон".
Позицию по предлагаемым поправкам еще до совещания высказали, в частности, ФСТ, Минсвязи, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития. Как выяснилось, мнения ведомств в части госрегулирования тарифов на пропуск трафика, расходятся. Состоявшее в четверг совещание у вице-премьера Сергея Иванова не поставило точку в этом вопросе.
Вице-премьер РФ Сергей Иванов по итогам совещания по вопросу о внесении поправок в закон о связи, позволяющих причислить сотовых операторов к существенным, поручил Минкомсвязи представить предложения по регулированию межоператорских тарифов сотовых компаний, сообщили "Интерфаксу" в департаменте информации и общественных связей министерства.
На согласительном совещании обсуждался проект отзыва правительства на поправки в статью N2 закона "О связи" в части уточнения определения "оператор, занимающий существенное положение на сети связи общего пользования".
Источник в правительстве сообщил "Интерфаксу", что по итогам совещания решений по законопроекту принято не было. При этом собеседник агентства утверждает, что вице-премьер поддержал позицию Минкомсвязи по законопроекту. "Это не так, - заявил "Интерфаксу" один из участников заседания. - Иванов свою позицию не обозначил". Еще один участник совещания также сообщил, что никаких решений по итогам обсуждения принято не было: представители ведомств, участвующих в совещании, высказали свою позицию, проект отзыва правительства согласован не был.
Источники также сообщили, что решение о вынесении этого вопроса на рассмотрение правительственной комиссии по транспорту и связи, возглавляемой С.Ивановым, не принималось.
В аппарате С.Иванова комментировать итоги совещания не стали, сославшись на то, что оно носило закрытый характер.
Об мнении ведомства в части предлагаемых поправок стало известно еще до совещания. Так, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России поддержала поправки в закон "О связи", предусматривающие госрегулирование части деятельности "большой тройки" - МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона".
"Осуществление регулирования тарифов на взаиморасчеты между операторами связи (включая мобильной) для всех субъектов рынка является логичным шагом в общем направлении движения к отмене регулирования тарифов на услуги связи для конечных пользователей", - говорится в сообщении ФСТ. "В условиях, когда цены на услуги завершения вызовов на мобильные сети устанавливаются оператором связи самостоятельно, регулятору приходится сдерживать рост тарифов при звонках на мобильные сети для абонентов сетей фиксированной связи", - отмечает регулятор.
Госрегулирование также облегчит жизнь новым игрокам на сотовом рынке, считает ФСТ. "При расширении рынка и появлении новых операторов существенную долю их расходов составляет оплата завершения вызовов на крупные сети связи, обладающие большой абонентской базой. Эту статью расходов в настоящее время новые операторы контролировать не могут, что приводит к возникновению препятствий к использованию ими существующей инфраструктуры", - пишет ФСТ. Кроме того, госрегулирование расценок сотовых компаний на интерконнект позволит обеспечить регулирование тарифов на национальный роуминг, которые сейчас являются "высокими" и "зачастую необоснованными" отмечается в сообщении.
"Крупным региональным операторам удается за счет объема услуг добиваться выгодных предложений от операторов "большой тройки", но для абонентов операторов с небольшой абонентской базой тарифы на подобные услуги могут значительно отличаться", - констатирует ФСТ. Принятие положений законопроекта, по мнению службы, "позволит создать равные условия на рынке услуг связи для всех операторов, будет способствовать развитию конкуренции и реальному снижению тарифов для абонентов". Вместе с тем в службе уверены, что изменения в законодательстве "не повлияют на свободу действий операторов мобильной связи в части установления размера тарифов для своих абонентов, а также не приведут к существенной потере доходов и, как следствие, не отразится на объеме их капитальных вложений в развитие сетей связи".
Законопроект уже поддержало Минкомсвязи. В июне пресс-секретарь главы министерства Елена Лашкина сообщала "Интерфаксу", что Минкомсвязи поддержало концепцию законопроекта, предполагающего распространение статуса существенного оператора на компании мобильной связи. По ее словам, концепция предполагает доработку термина "существенный оператор" во второй статье закона "О связи". Минкомсвязи запросило также мнение других ведомств о законопроекте, в том числе и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). После получения этих отзывов министерство направит законопроект на согласование в правительство.
Против выступили Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития. По мнению ФАС, "предлагаемые изменения необоснованно расширяют круг операторов связи, чья деятельность подлежит государственному регулированию, распространяя его, в частности, на сотовых операторов". "Применение методов ценового регулирования на рынках, находящихся в состоянии конкуренции, может привести к стимулированию роста издержек предприятий, что повлечет за собой негативные последствия для потребителей, а также приведет к созданию дополнительных необоснованных административных барьеров входа на телекоммуникационный рынок", - уверены в ФАС. По мнению аналитика Unicredit Надежды Голубевой, обязательства по присоединению других сетей по регулируемым тарифам увеличат нагрузку на сети "большой тройки" и окажут давление на уровень возврата инвестиций.
Изменения в законодательстве будут выгодны региональным операторам, в том числе Tele2 и сотовым "дочкам" "Связьинвеста", полагают аналитики. Операторы "большой тройки", в свою очередь, выступают категорически против госрегулирования. " Мобильная связь - одна из немногих отраслей российской экономики, в которой цены снижались на протяжении последних 15 лет, а во всех отраслях, где регулировалось ценообразование - они росли", - рассказывал "Интерфаксу" в июне президент МТС Михаил Шамолин. "Я считаю, что сотовая отрасль росла такими темпами, потому что там было оптимальное госрегулирование. Уровень конкуренции на рынке мобильной связи - один из самых высоких в России", - резюмировал он.