Дороги из кризиса
Президент США Барак предлагает направить $50 млрд на строительство дорог, аэропортов и другой инфраструктуры. Такие меры поддержат рост экономики страны и помогут трудоустроиться американским безработным. Однако проект уже подвергся критике со стороны республиканцев
Вашингтон. 7 сентября. FINMARKET.RU - Президент США Барак Обама предлагает в следующем году потратить $50 млрд на строительство и ремонт автомагистралей, аэропортов и железных дорог. Проект позволит создать новые рабочие места. Однако очередная попытка поддержать американскую экономику сразу столкнулась с оппозицией сенаторов-республиканцев, пишет газета The Wall Street Journal.
Трудоустроить безработных
"Это не только создаст рабочие места в ближайшее время, но и улучшит ситуацию в экономике в долгосрочной перспективе", - сказал Б.Обама о новом проекте. Выступая в рамках празднования Дня Труда в США в понедельник, он также рассказал, что инициатива его администрации является лишь частью более широкой программы. В последующие шесть лет предполагается ремонт порядка 150 тыс. миль автомобильных дорог, прокладку или капитальный ремонт 4 тыс. миль железных дорог, а также реконструкцию 150 миль взлетно-посадочных полос аэропортов. Программа также включает в себя создание новой системы воздушной навигации.
Похоже, бороться с напряженностью на рынке труда администрация президента решила "старыми добрыми" методами. Так, в годы Великой Депрессии прошлого века к строительству каналов, дорог мостов и прочей инфраструктуры активно привлекались безработные.
Напомним, что в августе 2010-го безработица в США выросла до 9,6% с 9,5% в июле. Число рабочих мест в американской экономике за месяц сократилось на 54 тыс.
Вместе с тем, чиновник из администрации Б.Обамы заявил, что законопроект не должен рассматриваться как план для создания новых рабочих мест немедленно. При этом он затруднился оценить число рабочих мест, которые могут быть созданы в случае реализации проекта. Согласно оптимистичному сценарию, новые рабочие места могут быть созданы в 2011 году, в случае если Конгресс одобрит президентское предложение к концу этого года.
Однако министр труда США Хильда Солис в понедельник в эфире NBC заявила, что инфраструктурный план "вернет людей к работе немедленно". По ее словам, предложенные проекты имеют поддержку в обеих партиях и могут быть одобрены Конгрессом и Сенатом.
При этом у Конгресса не так много времени, чтобы рассмотреть законопроект в этому году, отмечается в публикации. Чиновник из администрации сообщил журналистам, что Белый дом надеется начать обсуждение с членами Конгресса "немедленно", но точных сроков называть не стал.
Инфраструктурный банк
Инициатива Б.Обамы предполагает и формирование "инфраструктурного банка", который инвестировал бы в критически важные для экономики проекты. Этот банк должен объединить частный, государственный капитал и капитал местных органов власти, "для инвестиций в проекты наиболее важные для экономического прогресса американской экономики", говорится в сообщении Белого Дома.
В предложении Белого Дома отмечается, что возможностью финансирования проекта без повышения дефицита федерального бюджета является отмена налоговых вычетов для производственных компаний и скидок с налога на истощение недр для нефтяных компаний.
Заметим, что недавно прогноз дефицита госбюджета страны в следующем финансовом году был пересмотрен в худшую сторону. В следующем фингоду (начнется 1 октября) дефицит госбюджета составит 7% ВВП, или $1,066 трлн по сравнению с $996 млрд, ожидавшимися в марте. Суммарный дефицит в ближайшие 10 лет составит $6,27 трлн, в марте показатель ожидался на уровне $5,99 трлн.
Прогноз не учитывает изменения в системе налогообложения и принимает во внимание лишь расходы, уже одобренные Конгрессом США.
По подсчетам комитета, в текущем фингоду, заканчивающемся 30 сентября, дефицит госбюджета составит $1,34 трлн, или 9,1% ВВП. В прошлом фингоду дефицит достиг 9,9% ВВП и стал наибольшим за последние 65 лет.
Найдется ли поддержка?
Ранее некоторые члены Демократической партии и бюджетные аналитики высказались за то, что дополнительные государственные расходы смогут поддержать рост экономики. Однако едва ли инициатива получит поддержку у республиканцев (многие из них сейчас участвуют в предвыборной кампании, в которой они выступают за сокращение госрасходов).
"Нам не нужно новое государственное стимулирование экономики", - заявил конгрессмен от штата Огайо Джон Бохнер. По словам законодателя из Кентукки Митча МакКоннелла, "новый план, предполагающий сбор $50 млрд за счет очередного повышения налогов, не сможет изменить того, что американцы не уверены в способности руководства страны оказать поддержку экономике".
Так или иначе, Б.Обама в среду выступит в Кливленде, где обнародует новую программу поддержки экономики.