Разные трассы Лужкова и Митволя
Пресс-секретарь столичного мэра заявил, что заявление Митволя о якобы имеющемся в правительстве города именно таком альтернативном проекте не является официальным и согласованным с градоначальником
Москва. 3 сентября. INTERFAX.RU - Представитель мэра Москвы дезавуировал сегодня заявление префекта САО Олега Митволя о предусмотренном в Генплане города альтернативном проекте -дублере строительства трассы Москва-Санкт-Петербург не через Химкинский лес, а через Молжаниново. Заявление Митволя о якобы имеющемся в правительстве города именно таком альтернативном проекте не является официальным и согласованным с мэром столицы, сказал пресс-секретарь Юрия Лужкова Сергей Цой "Интерфаксу" в пятницу. Он напомнил, что ранее высказывались предположения о возможности обсуждения этой проблемы с различными министерствами федерального правительства. "Мэр Москвы имеет свою ясную позицию по данному вопросу, о которой сообщит в ближайшее время", - подчеркнул пресс-секретарь.
Митволь 26 августа сообщил "Интерфаксу", что альтернативный участок трассы Москва - Санкт-Петербург в обход Химкинского леса уже предусмотрен в Генплане Москвы. "Альтернативный участок трассы фактически предусмотрен в генплане Москвы: это Проектируемый проезд, который идет через район Молжаниново, расположенный за пределами МКАД, но административно относящийся к Москве", - отметил Митволь. Говоря о деталях проекта, разработанного правительством Москвы. Он пояснил, что альтернативный участок трассы в обход лесного массива может начаться от планируемой Бусиновской эстакады на МКАД, далее пройдет вдоль полосы отвода железной дороги и войдет в строящийся район Молжаниново.
Альтернативный маршрут
В минувший вторник Юрий Лужков сказал, что правительство Москвы готово представить проекты альтернативного маршрута трассы Москва-Санкт-Петербург в обход Химкинского леса. "Если руководство правительства будет собираться по этому поводу, мы готовы внести свои предложения", - заявил мэр "Интерфаксу". Он пояснил, что проект строительства трассы является федеральным, в связи с чем эти вопросы решает министерство транспорта. "Было принято решение эту трассу сделать по Химкинскому лесу, и поскольку эта земля Московской области, мы в общем были вне принятия решения, вне обсуждения. Сейчас в связи с приостановкой реализации этого проекта мы готовы принять участие в том, чтобы находить другие трассы. Они возможны", - сказал Лужков.
Накануне источник в Кремле заявил "Интерфаксу", что решения о будущем трассы Москва - Санкт-Петербург на химкинском участке будут приняты по завершении слушаний по данному вопросу в Общественной палате. "До этого любые обращения, направляемые руководству страны, будут рассматриваться в качестве мнений в поддержку того или иного решения проблемы. Это касается и обращения губернатора Московской области Бориса Громова", - отметил кремлевский источник. Он напомнил, что президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение главе правительства и руководителю кремлевской администрации приостановить выполнение работ по прокладке трассы через Химкинский лес и провести дополнительные общественные слушания по данному вопросу. "Основной площадкой, на которой будут проводиться эти слушания, определена Общественная палата, и в настоящее время формируются списки участников дискуссии, в которые будут включены эксперты, общественные деятели, экологи, а также представители общественных организаций, в том числе организации "В защиту Химкинского леса", - сказал кремлевский источник. "До окончания слушаний в Общественной палате озвучивание каких-либо решений по данному вопросу было бы преждевременным", - отметил он.
Жители Химок
В минувшую среду стало известно, что губернатор Московской области Борис Громов планирует направить письма президенту и премьер-министру с просьбой о поддержке жителей Химок, выступающих за возобновление работ по прокладке скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург. "Громов направит президенту РФ Медведеву и председателю правительства Путину с просьбой поддержать мнение жителей городского округа Химки о продолжении строительства автомагистрали Москва-Санкт-Петербург по утвержденному ранее проекту", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе подмосковного губернатора. В сообщении отмечается, что в последние дни в Химках проводился опрос жителей, и около 20 тысяч человек подписались под обращениями к руководству страны, Совету Федерации, Госдуме и губернатору Московской области, в которых просят реализовать уже утвержденный проект строительства трассы. "Поэтому в своих письмах я опираюсь, прежде всего, на это мнение жителей Химок, а также на неоднократные экспертизы, которые уже были проведены ранее при разработке данного проекта", - цитирует Громова его пресс-служба.
В четверг в Химках прошли общественные слушания с участием представителей ФГУ "Дороги России" и подмосковных властей. Правда, так и не удалось выяснить, кто является их организатором. На них пришедшие жители Химок высказались "за" строительство трассы через лес, мотивируя это плохой экологией Ленинградки и сложностями дорожного движения. Один из экологов, пришедших на собрание, предложил "бесконфликтный" вариант дороги - она должна пройти тоннелем под Ленинградкой и выйти у Международного шоссе, таким образом, трасса не затронет ни жилые дома, ни лес. Со своей стороны заместитель генерального директора компании-проектировщика ЗАО "Петербург-Дорсервис" Владимир Шеметов сообщил, что этот вариант рассматривался, однако был признан нецелесообразным. Он отметил, что в случае, если был бы утвержден этот вариант трассы, пришлось бы расселить около 220 квартир. Также, по словам Шеметова, "в целях безопасности в тоннелях не разрешается проезжать со скоростью более 60-ти км/ч, таким образом невозможно прохождение скоростной трассы, а любая авария парализует движение по трассе полностью".
Как было указано в ходе слушаний, строительство автобана справа от Ленинградки требовало бы сноса 141 дома, при прохождении дороги по левую сторону от существующей трассы под снос бы пошло 240 домов. В соответствии с государственной политикой минимизации сноса жилых зданий при строительстве проектировщики приняли в качестве основного первоначальный вариант - с приближением трассы к аэропорту. Выступившие эксперты сообщили, что в ходе оптимизации проекта количество деревьев под снос удалось сократить со 140 до 95 гектаров. По их словам, это всего на 20 гектаров больше лесной площади, подлежащей уничтожению в соответствии с вариантом, за который ратует группа, предлагающая строить дорогу через Молжаниновский район Москвыю Этот вариант, по данным экспертов, противоречит законодательству, поскольку там находятся особо охраняемые природные территории. Другой вариант реализации этого проекта предусматривает, по словам докладчиков, выселение нескольких десятков тысяч жителей. В итоге слушаний докладчики пришли к следующему выводу: вырубка деревьев требуется в обоих случаях, вот только интересы жителей в случае реализации оппозиционного варианта будут затронуты в несравнимо большей степени - два снесенных дома против 141.
Евгения Чирикова, лидер движения в защиту Химкинского леса, на слушания была приглашена, но не пришла. "Это профанация и издевательство над распоряжением президента РФ и народом, потому что общественные слушания, которые назначаются за одни сутки - это не общественные слушания, общественность туда не придет", - пояснила она свой отказ от присутствия на мероприятии."Те люди, которые туда пришли - это специально подготовленные бюджетники, которых собрали под страхом увольнения с работы. Мы в этом не принимаем никакого участия", - заявила экозащитница. По ее оценке, "пришедшие на обсуждение люди не являются химчанами, потому что местные жители вообще ничего про эти слушания не знали и не знают". "Это использование административного ресурса", - считает Чирикова.
Член Общественной палаты Владислав Гриб также выступил с критикой проводимых в Химках слушаний. "Президент принял серьезное решение, он хочет обсудить наболевший вопрос с общественностью, и, мне кажется, сейчас необходимо содействовать полномасштабному участию местных жителей, экологов, всех заинтересованных лиц в этом обсуждении, а не превращать идею в фарс и устраивать какие-то полуподпольные встречи с населением", - заявил Гриб "Интерфаксу" в четверг. По его словам, "если есть реальное желание услышать мнение людей, нужно, прежде всего, оповестить их об этом заранее и как можно более широко".
Решение о строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес вызвало большой общественный резонанс. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста. В СМИ предлагались различные альтернативные варианты прокладки трассы. По данным опроса, проведенного в середине августа в Москве порталом Superjob.ru, большинство (67%) опрошенных москвичей согласились с экологами, посчитав, лес трогать нельзя. "Дорог полно, а лес никто восстанавливать не будет!"; "Не стоит жертвовать национальным достоянием", - отмечали респонденты.
Обозреватель Владимир Шишлин