Ходорковский: "Это здравый смысл по-московски?"
Мосгорсуд признал законным продление срока ареста Ходорковского и Лебедева до середины ноября. Бывший глава "ЮКОСа" участвовал в заседании по видеосвязи
Москва. 2 сентября. INTERFAX.RU - Мосгорсуд счел законным очередное продление до 17 ноября ареста для экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева, передает корреспондент "Интерфакса". Ходорковский участвовал в заседании по видеосвязи. Он просил признать продление ареста незаконным, ссылаясь на постановления пленумов Верховного суда. Как отметил экс-глава ЮКОСа, суд не проверил фактические обстоятельства дела и его вероятную вину в совершении инкриминируемых преступлений. "Суду следует дать оценку обоснованности подозрений", - процитировал он одно из постановлений пленума.
Ходорковский обратил внимание суда на изменение законодательства. Он поинтересовался у кассационной коллегии, как называть позицию, согласно которой, его работа не являлась предпринимательской деятельностью в том смысле, как об этом говорится в поправках, запрещающих арестовывать по экономическим статьям. "Это здравый смысл и закон по-московски?" - спросил он. "Мне неприятно искать защиту в Страсбурге. Я хочу увидеть ее в Москве. Сейчас мяч на вашей стороне, решайте", - обратился Ходорковский к судьям.
В четверг же стало известно, что Европейский суд по правам человека признал приемлемой вторую жалобу бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, поданную по итогам процесса в Мещанском суде. Об этом стало известно на заседании кассационной коллегии Мосгорсуда, где рассматривался вопрос о законности очередного продления срока ареста П.Лебедеву и бывшему главе НК "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому. "Европейский суд уже принял решение о приемлемости жалобы Лебедева, которую мы подали после того, как приговор Мещанского суда вступил в силу", - сказала на заседании адвокат бывшего главы "МЕНАТЕПа" Елена Липцер. Она отметила, что адвокаты экс-руководителя "Менатепа" во второй жалобе говорит о нарушении статьи 18 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ограничения, допускаемые настоящей конвенцией, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых она была создана). "Признание жалобы приемлемой говорит о том, что суд счел наши доводы обоснованными", - сказала адвокат.
По ее словам, Страсбург направил дополнительные вопросы по жалобе сторонам. До 30 сентября на них должны быть предоставлены ответы. Как сообщила Липцер, признание нарушения статьи 18 Евроконвенции было только в одном деле - Владимир Гусинский против России. "Мы считаем, что вторым делом, где 18-я статья очевидно нарушается, станет дело М.Ходорковского и П.Лебедева", - добавила она. Всего Лебедевым в Евросуд было подано три жалобы. Одну из них, связанную с содержанием под стражей в рамках первого процесса, Евросуд удовлетворил. Во второй обращается внимание на неправильное применение Мещанским судом уголовного закона и нарушение принципа презумпции невиновности.
Как сообщалось, суд продлил срок содержания под стражей Ходорковскому удовлетворив, таким образом, ходатайство прокуратуры. Защита фигуранта дела считает решение суда незаконным, поскольку вступившие в силу поправки в УПК, которые предложил президент, ограничили избрание ареста для тех, кто обвиняется в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Адвокаты ранее обращали внимание, что в избрании ареста как меры пресечения не было необходимости с самого начала второго процесса, поскольку фигуранты еще не отбыли первый срок. По закону, Ходорковский и Лебедев не выйдут из заключения, даже если им не продлят срок содержания под стражей. Однако если это не будет сделано, должен быть облегчен режим их содержания, поскольку приговорены они к заключению общего режима, а СИЗО - это тюремный режим. "Продление нужно не для того, чтобы обеспечить участие Ходорковского и Лебедева в суде. Это нужно для других целей - расправа. Везде, где можно зажать, нужно зажать по максимуму. Гособвинению нужно, чтобы Ходорковский и Лебедев не оказались в условиях, более мягких, чем можно создать", - сказал ранее адвокат Ходорковского Вадим Клювгант. Он подчеркнул, что со вступлением в силу президентских поправок об ограничении меры пресечения в виде ареста по делам об экономических преступлениях прокуратура вообще лишилась права выходить с ходатайством о продлении ареста. Если, отметил он, прокуратура не потребует продлить срок ареста или суд откажет в соответствующем требовании, его клиент не выйдет из-под стражи, однако режим содержания Ходорковского претерпит ряд изменений. "Общий режим содержания предусматривает длительные свидания – трое суток в одном помещении с родными, - вместо полуторочасовых за двойным стеклом в СИЗО. В условиях общего режима больше прогулок и тому подобного", - отметил защитник. Как сказал он, изменить режим содержания его клиенту, если возникнет такая необходимость, можно будет и в СИЗО "Матросская тишина", где сейчас содержатся Ходорковский и Лебедев. "На территории Зеленограда есть колония общего режима, могут перевести туда, нет никакой проблемы содержать там и возить в суд", - сказал он. Клювгант добавил, что из семи лет, которые отбыл Ходорковский, лишь год он содержался в том режиме, к которому приговорил суд, остальное время - в следственных изоляторах.
Ранее по инициативе президента РФ в Уголовно процессуальный кодекс были внесены изменения, согласно которым арест является исключительной мерой пресечения по делам в сфере предпринимательской деятельности. В начале августа Михаил Ходорковский заявил в интервью зарубежной прессе, что по-прежнему надеется получить свободу после отбытия тюремного срока по первому уголовному делу. "Система боится моего выхода на свободу. С другой стороны, дальнейшее содержание меня в тюрьме тоже дискомфортно для репутации власти. Полагаю, окончательное решение моей дальнейшей судьбы еще не принято", - заявил Ходорковский в интервью немецкому изданию Spiegel.
Вместе с тем, бывший олигарх считает, что решение об его судьбе принимается не в Хамовническом суде Москвы, где слушается второе уголовное дело в отношении М.Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева. "В моем деле суд вообще мало что решает. С политической точки зрения есть и сильные аргументы за мое освобождение, и не менее серьезные интересы влиятельных лиц, которые против такого поворота", - сказал он.
На днях в интервью "Коммерсанту" премьер-министр России Владимир Путин заявил, что не имеет отношения к судебному разбирательству по делу экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского. "Он несет заслуженное наказание. Выйдет на волю - будет свободным человеком. Я уж точно не загонял его в угол", - сказал Путин. Говоря о втором процессе по делу ЮКОСа, премьер выразил удивление и сказал, что не знает, о чем идет речь. "Вторым процессом? Я когда узнал о втором процессе, очень удивился, спросил, что за процесс, он ведь уже сидит свое. Какой второй процесс? Но если такой процесс идет, значит, в этом есть необходимость с точки зрения закона. Не я веду это дело", - отметил он.
Обозреватель Владимир Шишлин