Россия возрождает ГКО
Россия уже в этом году может приступить к выпуску краткосрочных бескупонных облигаций, напоминающих печально известные ГКО, по которым в 1998 году был объявлен дефолт. В Минфине отмечают, что это делается, чтобы "охватывать весь круг инвесторов", и что "проблема не в инструменте, а в том, как его использовать"
Москва. 2 сентября. FINMARKET.RU - Минфин РФ подготовил поправки в генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов (ОФЗ), предусматривающие возможность выпуска бескупонных облигаций, в том числе краткосрочных. Проект соответствующего постановления правительства опубликован на сайте министерства.
Заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин пояснил в интервью агентству "Интерфакс", что целью этих новаций является стремление представить инвесторам полный спектр инструментов, чтобы были как короткие, так и длинные бумаги. "Нужно охватывать весь круг инвесторов", - добавил он.
На вопрос, не опасаются ли в министерстве повторения сюжета с ГКО (напомним, что это были краткосрочные бескупонные облигации), случившегося в 90-х годах, замминистра заметил: "Проблема не в инструменте, а в том, как его использовать. Виноват не молоток, а как им пользуются. Инструмент-то он нормальный, он во всех странах применяется. Просто если бездумно делать, тут такого можно наворочать".
Он не исключил, что уже в 2010 году могут быть выпущены краткосрочные бескупонные облигации.
Как пояснил агентству "Интерфакс" заместитель директора департамента госдолга Минфина Александр Щербаков, госбумаги со сроком обращения до года необходимы "для построения репрезентативной кривой доходности". При этом он воздержался от обсуждения возможных планов Минфина выпуска коротких бумаг.
Руководитель отдела анализа кредитных рынков инвесткомпании "ВТБ Капитал" Михаил Галкин считает, что появление таких бумаг не изменит картину рынка. "Нельзя сказать, что кривой доходности не будет без них, но в принципе для того, чтобы дисконтировать, определять доходность, конечно, бескупонные облигации удобней", - сказал он в интервью агентству "Интерфакс".
При этом расширяется спектр предлагаемых инструментов, хотя для инвесторов принципиальной разницы нет, имеет ли купоны бумага или нет, все рассчитывается, добавил он.
"Хотя в одном случае отсутствует так называемый "риск реинвестрования", потому что получаете выплаты в процессе обращения облигаций в другом - все в конце срока. Но доходности считаются, и они будут близки. Будет ценовая волатильность при прочих равных условиях у допустим 5-летних купонных и бескупонных бумаг, но в остальном особой разницы нет", - полагает М.Галкин.
По его мнению, этот шаг Минфина не является критичным, просто расширяется инструментарий рынка. "Положат еще один кирпич, но не краеугольный камень в построение полноценного рынка гособлигаций. Он не меняет кардинально ситуацию на рынке", - отметил он.
Вице-президент управления глобальных рынков инвестиционной компании "Тройка Диалог" Александр Овчинников отметил, что обычно короткие бумаги покупают консервативные инвесторы, чтобы защитить свои средства от ценовой волатильности, потому что даже при серьезных изменениях процентных ставок изменения цен на короткие бумаги происходят в меньшей степени.
"То есть они всегда являлись инструментами сохранения средств в периоды наибольшей нестабильности рынка", - подчеркнул он.
Для активных инвесторов, заинтересованных в получении дохода, они малоинтересны.
"Поэтому короткие бумаги, если они хорошо продаются на первичном рынке, в дальнейшем на вторичном рынке практически не торгуются, а просто сохраняются в портфелях до погашения, и ликвидность таких бумаг практически близка к нулю", - продолжил аналитик.
"Это означает, что репрезентативность ставок подобных гособлигаций как базового актива для региональных или корпоративных эмитентов наоборот может быть очень низкой", - сделал вывод А.Овчинников.
Кроме того, при размещении краткосрочных облигаций Минфин начинает конкурировать с Центральным банком, который использует свои краткосрочные инструменты (ОБР) в целях стерилизации излишней банковской ликвидности.
По мнению аналитика, наращивание краткосрочного долга ухудшает общую структуру госдолга, увеличивает риски при возникновении очередного кризиса на международном рынке, в чем все убедились в 1997-1998 годах.
"В этом случае государство становится заложником рынка, потому что для рефинансирования долга в случае ухудшения конъюнктуры внешних рынков ему придется привлекать заимствования по все более высоким ставкам", - пояснил он.
А.Овчинников допустил, что предпринимаемые Минфином шаги связаны со стремлением объять весь возможный спектр инвесторов, чтобы, не реформируя внутренний долговой рынок, используя определенный спрос со стороны инвесторов как на внутреннем, так и внешнем рынках, выполнить задание правительства и привлечь в бюджет необходимый объем средств.
В то же время он напомнил, что еще в 1999 году Центробанком предлагалось (а в 2008 году эта тема была вновь поднята) использовать хорошо отработанную и широко используемую во многих странах программу стрипс (STRIPS), предусматривающую разделение платежей купонных облигаций.
"Эта программа позволяет организовать независимое обращение на рынке предстоящих выплат по основному долгу и купонам. В этом случае на рынке появляется огромное количество краткосрочных инструментов за счет стрип-купонов при том же объеме государственного долга и его высокой дюрации", - пояснил А.Овчинников.
Напомним, что в 1990-х годах Минфин РФ для пополнения бюджета широко использовал выпускавшиеся под гарантию Центробанка дисконтные государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). ГКО были первыми государственными ценными бумагами, эмитированными Минфином в 1993 году.
Согласно данным Минфина, долг по ГКО на начало 1994 года составлял 0,2 млрд рублей, 1995 года - 10,59 млрд рублей, 1996 года - 65,76 млрд рублей, 1997 года - 203,58 млрд рублей, 1998 года - 272,61 млрд рублей.
В августе 1998 года правительство РФ объявило дефолт по ГКО, которые позднее были переоформлены в другие государственные ценные бумаги. Торги ГКО были тогда приостановлены и возобновлены в январе 1999 года, после этого Минфин уже не размещал эти краткосрочные инструменты в существенных объемах, предлагая участникам рынка средне- и долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ).
В результате долг по ГКО на начало 1999 года составлял 16,82 млрд рублей, 2000 года - 7,43 млрд рублей, 2001 года - 3,05 млрд рублей, 2002 года - 19,54 млрд рублей, 2003 года - 18,82 млрд рублей, 2004 года - 2,72 млрд рублей.
Погашение последней обращающейся на внутреннем рынке госдолга серии было произведено 18 августа 2004 года, после чего этот вид госбумаг исчез из обращения. Было произведено разделение "зоны ответственности" на внутреннем рынке госбумаг между Минфином и ЦБ РФ - ЦБ РФ за счет операций репо и выпуска ОБР проводит операции на сегменте краткосрочных инструментов со сроком погашения до одного года, а Минфин - в сегменте средне- и долгосрочных инструментов со сроком обращения более года.