Сказки о несуществующем городе
В альманахе про московскую жизнь "Москва, я люблю тебя!" замечен явный перекос в область идиллически-романтического образа города. И не ясно, кого это будет раздражать больше – "москвичей" или "гостей столицы"
Москва. 2 сентября. INTERFAX.RU – Предшественники московского сборника пятиминутных новелл о людях в многомиллионном городе какое-то время назад находили своего зрителя как раз за счет абстрактного ощущения неуловимой возможности побывать в городе своей мечты. Так, по крайней мере, наверняка было с Парижем. "Париж, Я люблю тебя!" хвалили, пересматривали, искали любимую зарисовку, потом немного придирались, конечно, но в целом, подборка короткометражек от именитых режиссеров вызывала вполне живые, человеческие чувства, а один московский кинотеатр даже не останавливал показы "Парижа" года два, не меньше.
С рассказами о Нью-Йорке было несколько поспокойнее, новелл было двенадцать вместо восемнадцати, из прокатной версии, правда, исключили дебютную работу Скарлетт Йоханссон и нашего Андрея Звягинцева, но оставили режиссерский эпизод Натали Портман.
В общем-то, обе предыдущих подборки действительно переполнены всякими сентиментальными тонкостями и наблюдениями, где-то удачными, где-то не очень, но их "московский брат", показанный в свое время на сочинском "Кинотавре", по интенсивности и разнородности ощущений лихо перебивает нью-йоркские и парижские сказки.
На вопрос, что же такого происходит в Москве, что порождает режиссерские видения вот такой вот степени галлюциногенности, ответить, как всегда, будет довольно сложно. Тут у нас, кажется, каждый сходит с ума по-своему, вот и получается, что из восемнадцати короткометражных эпизодов, лишь один-два оказывается "пригодными" к осмыслению и пониманию. Все остальное в этой отчаянной попытке рассказать нам о нас же, несмотря на внушительный список из уважаемых и заслуженных авторов, - кич, кэмп, кривое, при этом говорящее зеркало, размещенное в палате для душевнобольных людей. А так хотелось бы увидеть, поверить, ну или хотя бы просто помечтать о чем-то хорошем, что мы, возможно, в своей повседневной жизни, замордованные работой и дорогой домой, попросту не видим. Но нет. Нам предлагают пережить трагические воспоминания о возлюбленном стритрейсере одной гламурной девицы, поразмышлять о тихой радости работницы метрополитена, которая в душе художник, задуматься над какой-то совершенно "огонечной" историей про встречи у фонтана в ГУМе, послушать какой-то карикатурный шепот на итальянском и порадоваться возвышенному чувству, вспыхнувшему между московской студенткой и итальянским футболистом. Все эти чрезмерно нагнетаемые эмоциональные эпизоды укладываются в голову неаккуратной нарезкой и в некоторые моменты начинают в буквальном смысле слова раздражать.
Попытки абстрагироваться от увиденного и просто начать доказательство от противного не срабатывают. Почти все, кто оказался причастен к проекту "Москва, я люблю тебя!" с завидным постоянством включают в монтаж своих творений величественные, без иронии и сарказма на этот раз, панорамные виды города, заветные рассветы с закатами и прочие непреходящие ценности, угрожать которым могут только беспощадные планы московских архитекторов, но при этом, они же, режиссеры альманаха о Москве, раз шестнадцать из восемнадцати (за бортом общего хаоса - Ибрагимбеков и его монтажники, и классический Охлобыстин в роли комичного лидера ОПГ) помещают зрителя в декорации того города, который при наличии элементарной веры в лучшее и чувства самосохранения, просто невозможен.
Обозреватель Полина Грибовская