ОСАГО наматывает убытки
Реальная убыточность в обязательном автостраховании приближается к критической отметке, заявляют в Российском союзе автостраховщиков. Ежегодный объем теневого оборота бланков ОСАГО специалисты оценивают в 1,2 млрд рублей
Москва. 1 сентября. FINMARKET.RU - Реальный показатель убыточности операций в обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) приближается к критическому значению, заявил глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин во вторник. По данным РСА, по результатам первого квартала этого года показатель убыточности достиг 65,6%, тогда как по итогам 2009 года он был на уровне 63,5%, а годом ранее составлял 62,8%.
Для восстановления реальной картины необходимо учитывать объем средств, находящихся в расчетах по КАСКО-ОСАГО. Этот объем в настоящее время составляет 5,5 млрд руб. "С учетом задолженности по КАСКО-ОСАГО мы полагаем, что уровень убыточности в ОСАГО превышает 70%, практически приближаясь к критическому значению", - процитировал главу РСА "Интерфакс". По закону об ОСАГО, в структуре тарифов по этому обязательному виду страхования 23% страховщики могут оставлять на ведение дел, на выплату агентских вознаграждений, а также на обязательные взносы в РСА. И 77% в структуре тарифа заложено на выплаты страховых возмещений клиентам по ОСАГО.
Такой рост убыточности в ОСАГО связан с тем, что тарифы не менялись с момента вступления в действие закона в середине 2003 года, пояснил П.Бунин. За этот период постоянно росли цены на ремонт автотранспорта, на запчасти и расходные материалы. Число страховых случаев также постоянно увеличивалось, за последние годы российский автопарк активно обновлялся, соответственно автомобилей становилось больше, они оказались дороже по цене и в обслуживании при ремонте на автосервисах.
Президент "Росгосстраха" Данил Хачатуров в середине июля заявлял, что низкие тарифы в автостраховании приведут к тому, что "рынок ОСАГО просто погибнет в ближайшие два года". Темпы роста убыточности зашкаливают, и страховые компании в итоге просто перестанут выплачивать возмещения по страховым случаям. Ни один тариф в России, номинированный в рублях, не может продержаться на одном уровне 7 лет подряд, так как все эти годы в стране была инфляция, объяснял Д.Хачатуров. По его словам, с учетом инфляции тариф ОСАГО с 2003 года должен был бы вырасти в 1,95 раза. РСА ранее направил в Минфин предложение об увеличении ставок тарифов на 35-40%, заместитель министра финансов Алексей Саватюгин в ответ заявил, что дискуссию об изменении тарифов ОСАГО "пора открывать, но если говорить об увеличении, то это необходимо увязывать с ростом ответственности страховых компаний".
В 2009 году, по данным РСА, было отозвано 18 лицензий у страховщиков ОСАГО из-за финансовой неустойчивости. В 2010 году, рассказал П.Бунин, всего 5 компаний, проводивших операции ОСАГО, потеряли лицензии. "Вступление в силу закона о банкротстве, система раннего реагирования надзорных органов, право РСА включать своих представителей в состав временной администрации, которая теперь будет вводиться при первых признаках неблагополучия в компаниях - все это будет способствовать снижению числа банкротств среди страховщиков ОСАГО", - уверен глава союза.
Объем средств в гарантийных фондах РСА, предназначенных для выплат за обанкротившиеся компании, сейчас составляет 7 млрд руб., сообщил он. Ежемесячно РСА выплачивает за несостоятельных страховщиков порядка 400 млн руб., получателями являются примерно 10 тыс. человек. "По показателю выплат в ОСАГО мы вышли на второе место среди страховых компаний", - отметил П.Бунин.
Кроме того, по данным РСА, ежегодный объем теневого оборота бланков ОСАГО составляет 1,2 млрд руб. За время действия закона об обязательном автостраховании было не возвращено 2,5 млн бланков (примерно 500 тыс. бланков в год). Средняя премия по каждому из теневых договоров оценивается в 1,4 тыс. руб., добавили в РСА.