РЖД отпускают вагоны
Совет директоров "Российских железных дорог" одобрил создание Второй грузовой компании, которой будут переданы 180 тыс. вагонов. У самой монополии в парке через год останутся только вагоны для хозяйственных нужд
Москва. 27 августа. FINMARKET.RU - Совет директоров ОАО "РЖД" в четверг принял решение о создании 100%-ной "дочки" - ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК) с уставным капиталом 46 млрд руб. Новый железнодорожный оператор будет осуществлять повагонные, маршрутные отправки по всей РФ, а также оказывать транспортно-экспедиторские и иные услуги, сообщили в РЖД.
Доля ВГК на рынке грузовых перевозок составит около 20%, рассказал глава совета директоров РЖД, вице-премьер Александр Жуков журналистам. По его словам, РЖД передадут на баланс ВГК 156,4 тыс. вагонов, также новой компании перейдут 23,7 тыс. вагонов, находящихся в лизинге у РЖД по договору сублизинга. Кроме того, компании будут переданы денежные средства в размере 200 млн руб.
Срок окупаемости ВГК, согласно утвержденному плану, составит 8,6 года. Доходность по EBIDTA, по одному из сценариев, будет на уровне 39%. Инвестиции компании в производственную и коммерческую инфраструктуру до 2015 года запланированы в размере 1,73 млрд руб.
Зарегистрирована ВГК будет в Свердловской области. Как пояснил глава РЖД Владимир Якунин, регион "предложил условия, от которых РЖД отказаться не могли". Компании будет предоставлена льгота по налогу на прибыль (4,5%) и сниженные ставки по налогу на имущество, рассказал губернатор области Александр Мишарин. Соответствующий пакет документов, по его словам, сейчас рассматривается местным законодательным собранием. Сумма сэкономленных в течение 10 лет средств составит порядка 10 млрд руб., которые пойдут на исполнение инвестиционных планов ВГК. Дополнительным стимулом, считает А.Мишарин, станет наличие в регионе крупных производителей подвижного состава - локомотивов и вагонов.
В 2007 году была создана Первая грузовая компания (у РЖД 100% акций), на сегодняшний день это крупнейший в стране оператор железнодорожных перевозок. В 2009 году ПГК перевезла 231,8 млн тонн грузов, чистая прибыль составила 2,1 млрд руб., прогноз по прибыли на 2010 год - 5,6 млрд руб. В собственность ПГК было передано 200 тыс. вагонов различных типов из парка РЖД (22% в структуре вагонного парка РФ). После создания ВГК у РЖД останутся только около 30 тыс. грузовых вагонов для обеспечения хозяйственных перевозок.
Начать хозяйственную деятельность ВГК должна с 1 октября, при этом в течение первых 3 месяцев ей будут переданы 50% парка вагонов, запланированного к передаче от РЖД. Остальные вагоны поступят в распоряжение ВГК спустя год - после анализа работы оператора.
Часть инвентарного парка РЖД была передана другим "дочкам" компании: ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рефсервис", ООО "Транслес", ОАО "РэйлТрансавто", ЗАО "Русагротранс", однако Федеральная антимонопольная служба этим летом раскритиковала реформу РЖД. Монополия РЖД на железнодорожные перевозки грузов сохраняется, новых перевозчиков нет и, как следствие, отсутствует конкуренция на рынке, говорилось в докладе ФАС. "Монопольный перевозчик де-факто ушел из-под государственного регулирования провозных тарифов (ввиду отсутствия вагонов). Вместо снижения затрат на перевозку увеличиваются транспортные расходы грузовладельцев", - констатировали антимонопольщики. Перевод инвентарного парка РЖД на баланс дочерних компаний и потеря возможности их сетевого регулирования привела к резкому росту процента порожнего пробега - до 42% (с июля 2008 года по июль 2009 года), что ФАС считает "нерациональным использованием инфраструктуры и тяговых мощностей".