Автопрогнозы пошли на обгон

Российский авторынок вдохновляет экспертов. В 2010 году продажи могут вырасти и до 1,75 млн автомобилей, оптимистично считают в агентстве "Автостат" и обращают внимание, что основной драйвер роста - программа по утилизации старых автомобилей. А она плавно закончиться к осени 2011 года, заявляют в Минпромторге

Москва. 26 августа. FINMARKET.RU - Государственные меры по поддержке авторынка в России наконец-то приносят свои плоды. Российский автомобильный рынок, стартовавший в этом году с падения продаж и производства, постепенно приходит в чувство. Следом подтягиваются и прогнозы.

Разогнались

Аналитическое агентство "Автостат" на этой неделе обновило свои прогнозы относительно российского авторынка. Согласно пессимистическому сценарию до конца года будет продано 1,65 млн новых легковых автомобилей, что на 18% больше прошлогоднего показателя. Оптимистический вариант предусматривает рост на 25% до уровня в 1,75 млн автомобилей, указывается в сообщении агентства.

По среднему сценарию в 1,7 млн машин (при росте в 22%), на долю российских моделей будет приходиться порядка 32% рынка. Доля иномарок российской сборки составит примерно 35% рынка, еще около трети рынка будет обеспечена за счет импорта.

Можно отметить, что с начала года оценки этого агентства несколько выросли. "По усредненному сценарию развития рынка, который кажется наиболее вероятным, в 2010 году на российском рынке будет продано 1,6 млн авто", - прогнозировало в своих февральских материалах агентство "Автостат". То есть эксперты тогда ждали увеличения продаж легковых автомобилей в России на 14,7% с 1,4 млн в 2009 году.

Примерно на том же уровне озвучил свой прогноз и директор Ford в России Марк Овендер. В среду на Московском международном автосалоне, комментируя вопрос по поводу уровня продаж легковых автомобилей в 2010 году в России, он отметил, что компания ожидает, что общие продажи автомобилей составят около 1,6-1,7 млн машин.

В июле компания PricewaterhouseCoopers (PwC) улучшила прогноз по продажам легковых автомобилей в России в 2010 году до 1,6 млн машин (без учета легких коммерческих автомобилей). В начале года в компании давали "вилку" от 5% снижения продаж до роста на 15%, прогнозируя объем автомобильного рынка в РФ в 2010 году на уровне 1,3-1,6 млн машин против 1,4 млн в 2009 году.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) раньше прогнозировала продажу новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2010 году на уровне 1,5 млн штук, но затем прогнозы также были пересмотрены. "Сейчас мы ожидаем годовые продажи на уровне 1,67 млн легковых и легких коммерческих автомобилей", - говорил председатель комитета автопроизводителей ассоциации Дэвид Томас.

Аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Ганелин прогнозирует, что в 2010 году продажи новых легковых и легких коммерческим автомобилей в РФ составят до 1,7 млн штук. На следующий год продажи ожидаются на уровне не менее 2 млн автомобилей.

По прогнозу руководителя подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности компании Ernst & Young Ивана Бончева, в этом году продажи новых автомобилей в России составят от 1,6 млн до 1,7 млн машин.

Вместе с тем, выруливание из кризисного кювета оказалось достаточно сложным процессом для российского авторынка. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в январе-июле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России выросли на 9%, до 963,688 тыс. штук. В прошлом месяце рост составил 48% в годовом выражении - было реализовано 173,171 тыс. автомобилей. При этом, по данным АЕБ, продажи в России по сравнению с показателем января-июля 2008 года (1 млн 761 тыс. штук) все еще меньше в 1,8 раза, в июле 2008 года объем рынка составлял 273,3 тыс. автомобилей.

Утиль: хорошее когда-нибудь кончается

По словам директора "Автостата" Сергея Целикова, приводимым в сообщении агентства, восстановление российского авторынка сейчас идет быстрее, чем планировали аналитики в начале года. В первую очередь этому поспособствовали правительственные программы поддержки рынка за счет утилизационной премии и субсидированных ставок по кредитам.

Недавно российская программа "автохлам" получила второе дыхание. Две недели назад премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о выделении 10 млрд рублей на второй этап плана по утилизации старых автомобилей.

Программа утилизации автомобилей, в рамках которой россияне могли обменять свой старый автомобиль на сертификат, дающий скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового автомобиля российской сборки, подгоняемая ажиотажным спросом, завершилась досрочно (она стартовала 8 марта и должны была продлиться до ноября). Программа оказала на рынок столь впечатляющий эффект, что власти решились продлить ее действие на аналогичных условиях, планируя выдать автовладельцам еще 200 тысяч утилизационных сертификатов.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. В первый день Московского международного автомобильного салона директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов подвел предварительные результаты реализации программы утилизации автомобилей. По его словам, в 2010 году уже выдано более 260 тыс. свидетельств, оформлены договоры купли-продажи на 230 тыс. машин, переданы клиентам более 120 тыс. автомобилей.

Если население будет такими темпами расхватывать утилизационные сертификаты, то и второй этап может завершиться всего за несколько месяцев. Однако власти полагают, что программа может завершиться только через год.

"Динамика продаж по программе и снятие временных ограничений позволит плавно выйти из программы к осени 2011 года, к этому времени доля "утилизационных" машин сократится до 7-8% в общем объеме продаж", - сообщил А.Рахманов.

Стоит отметить, что в ряде стран после окончания аналогичных программ продажи автомобилей сразу значительно падали. Но России сия участь, возможно, не грозит. По мнению партнера компании PricewaterhouseCoopers, руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стенли Рута, после окончания программы утилизации старых автомобилей в РФ продажи не будут снижаться, как, например, в Германии.

Так ли это, станет ясно ближе к концу 2011 года. Пока же, как считает И.Бончев из Ernst & Young, в следующем году российский авторынок вырастет еще примерно на 10-15% "при хорошем раскладе". Но "однозначно будет не такое быстрое увеличение, как до кризиса", отмечал он.

Министерство промышленности и торговли РФ планирует, что в результате реализации второго этапа госпрограммы утилизации легковых автомобилей общий объем автомобильного рынка в России вырастет на 5%.

"Если второй этап программы сыграет так же, как и первый, то рынок может вырасти на 5%", - говорил ранее Алексей Рахманов.

Основные продажи в рамках программы приходятся на продукцию "АвтоВАЗа" (в частности Lada 2105/2107), группы Sollers и московского завода Renault. Продажи "АвтоВАЗа" в рамках программы в июле составили половину от всех продаж компании в РФ (24,5 тыс. штук из 51,8 тыс. штук).

Производство завелось

Подстраиваются под прогнозы по авторынку и автопроизводители. Как сообщал Росстат, в июле продолжился значительный рост выпуска легковых автомобилей - на 83,6% (за январь-июль - на 70,6%).

Третья по величине автомобилестроительная компания Японии Nissan Motor Co. собирается повысить план продаж автомобилей в РФ на финансовый 2010 год, завершающийся 31 марта, до 100 тыс. автомашин, что означает рост на 120% по сравнению с прошлым годом, пишет газета Nikkei. Как заявил Nikkei главный операционный директор Nissan Тосиюки Сига, ранее автоконцерн прогнозировал подъем продаж в России до 75 тыс. автомобилей. Завод Nissan в Санкт-Петербурге работает на полную мощность, добавил он.

С октября российский завод Ford Motor Company начнет производство обновленной модели Mondeo, ее продажи стартуют осенью, сообщил Марк Овендер. При этом он не уточнил производственные планы компании.

Новости по теме

Цены на автомобили разгоняются

Новости