Евроштраф для российских "зайцев"

РЖД предлагают увеличить сумму штрафа за безбилетный проезд в пригородных электричках "хотя бы до европейских стандартов" (2-3 тыс. рублей). В Федеральной антимонопольной службе считают, что перевозчику для начала нужно поднять качество до европейского уровня

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 августа. ИНТЕРФАКС - Работа пригородных электричек убыточна и "Российские железные дороги" (РЖД) изыскивают способы повысить ее эффективность. Попытка существенно увеличить тарифы за проезд в электропоездах в начале года столкнулась с недовольством граждан и не увенчалась успехом. Теперь РЖД хочет ужесточить наказание для "зайцев".

Монополия предлагает увеличить штраф за безбилетный проезд в пригородных электричках до европейского уровня, сообщил в среду начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых.

"По нашему мнению, возможно увеличение суммы штрафов хотя бы до европейских стандартов", - сказал он. "Там цифры начинаются с 60 евро", добавил Г.Верховых: в Швейцарии 60 евро (2,3 тыс. рублей по текущему курсу), такая же сумма в Германии, во Франции 80 евро (3,1 тыс. рублей). "Мы предлагаем увеличить суммы и взыскание платежей передать перевозчику", - отметил представитель компании.

По словам Г.Верховых, нынешний "низкий размер штрафов, поступающих в бюджет, делает их символическими платежами". Сейчас сумма штрафа, установленная Кодексом об административных правонарушениях, составляет 100 рублей. При этом нет и четкой системы взыскания этих сумм. "Полномочиями по взысканию штрафов был наделен Ространснадзор, а практически эта функция ни за кем не закреплена", - пояснил он.

"В настоящее время законодательная база такова, что коммерческие организации, к которым относится также и РЖД, не имеют права штрафовать пассажиров", - пояснил "Финмаркету" юрист общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" (ОЗПП) Дмитрий Лесняк. Сегодня, однако, перевозчиком отработана альтернативная схема борьбы с безбилетными пассажирами. В частности, как рассказал специалист ОЗПП, контролер при встрече с "зайцем" продает ему билет, в который включена стоимость услуги оформления этого билета в поезде.

"Ценообразование у нас свободное, но РЖД является монополистом, - отмечает Д.Лесняк. - Поэтому (в случае значительного повышения тарифов) не исключено вмешательство ФАС" по поводу обоснования суммы.

В антимонопольной службе к предложениям перевозчика отнеслись скептически. Прежде чем предлагать вводить европейский уровень штрафов, "пусть обеспечат европейское качество обслуживания в электричках", пошутил начальник управления контроля транспорта и связи Дмитрий Рутенберг в ответ на вопрос "Финмаркета" о реакции ведомства на возможное повышение штрафов.

В то же время, по словам Д.Рутенберга, вопрос о закреплении функций взыскивания штрафов действительно "требует обсуждения". В настоящее время не определено, должны ли взимать штраф РЖД, или это должны делать структуры МВД или какие-то другие органы, обладающие контрольными функциями, отметил чиновник.

При этом представители РЖД пока затрудняются сказать, когда могу быть введены европейские штрафы. "Мы сейчас ищем поддержки в Минтрансе, пока ее не находим. Там мнение бытует такое, что это не дело государства, это - взаимоотношения перевозчика и пассажира, - говорит Г.Верховых. - Хотя мы видим уже, что это какое-то бедствие - езда без билета". При этом топ-менеджер монополии отметил, что компания установила бы такие штрафы "прямо сейчас, если бы была такая возможность". "Мы пытаемся эти сроки сократить", - сказал Г.Верховых.

Вместе с тем, устанавливая "европейские" штрафы, "нужно не забывать, что все-таки средний уровень платежеспособности населения (в Европе и России) немножко отличаются", - полагает аналитик ИК "Тройка Диалог" Кирилл Казанли. "Это не совсем реалистично", - говорит эксперт. По его словам, для эффективной борьбы с безбилетниками в первую очередь следует закрепить функцию взыскивания штрафов за какой-либо организацией.

Новости