Регионы с эффективными бюджетными расходами поощрят
Глава Минрегиона Виктор Басаргин рассказал "Интерфаксу" о том, как региональные власти оптимизируют и делают свою работу более эффективной
Москва. 23 августа. INTERFAX.RU - Министерство регионального развития РФ с 2007 года проводит анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти РФ. О том, как можно эффективнее построить свою работу региональным властям, а также о том, как федеральный центр мог бы отметить наиболее успешные субъекты РФ, глава Минрегиона Виктор Басаргин рассказал в интервью политическому обозревателю "Интерфакса" Александру Иващенко
- Виктор Федорович! Минрегион уже три года проводит работу по оценке эффективности органов государственной власти регионов. Какие выводы Вы могли бы сделать на основе результатов этих оценок, которые, в свою очередь, безусловно, влияют на оценки, которые даст федеральный центр качеству работу субъектов РФ и губернаторов, в частности?
- Определенные объективные выводы мы уже можем сделать. И этому способствует наше взаимодействие с рядом заинтересованных федеральных ведомств, а также с регионами по детализации перечня показателей, совершенствованию системы их сбора и методике расчета неэффективных расходов.
Должен заметить, что постепенно удается уйти от практики, когда участники процесса оценки эффективности считали возможным, рассмотрев годовые итоги, забыть о работе до следующего года. И в результате, ситуация последовательно меняется именно в тех регионах, где не ленятся проводить каждодневную работу.
Во многих регионах изменилось и отношение к качеству проводимой работы.
В целом, на сегодняшний день, каждый субъект РФ имеет свою программу по снижению неэффективности расходов.
- Как бы Вы оценили динамику снижения неэффективности расходования бюджетных средств?
- Полагаю, что здесь состояние дел можно оценить позитивно. Если в 2008 году неэффективные расходы снизили всего лишь 15 регионов, то в 2009 году таких субъектов было уже 36. При этом, в Пермском крае, в Омской и Калининградской областях, а также в Башкирии показатель улучшен более, чем на 20 %.
Это свидетельствует о том, что все больше регионов проводят свою работу системно.
- Везде по стране взят хороший темп, и отстающих регионов нет?
- Так бы я не сказал. Например, в таких регионах, как Калмыкия, Тыва, Иркутская область и Забайкальский край, по нашим оценкам, принятых на сегодняшний день мер по оптимизации бюджетных расходов явно недостаточно. И наш вывод состоит в том, что данным регионам есть над чем поработать, поскольку они, к сожалению, традиционно замыкают рейтинги как по динамике, так и в абсолютных цифрах.
- Насколько Вы удовлетворены показателями по неэффективным расходам за прошлый год?
- Конечно, о полном удовлетворении говорить не приходится. В целом, в 2009 г. в сферах государственного управления, здравоохранения, образования и ЖКХ неэффективные расходы составили 415 млрд руб. или 6,6% от расходов консолидированных бюджетов регионов. Для сравнения, в 2008 г. этот показатель был на уровне 6,4 %.
Однако если сравнивать в абсолютных цифрах, то поводов для удовлетворенности меньше. В прошлом году неэффективные расходы увеличились на 3 % или почти на 12 млрд руб. по сравнению с 2008 годом.
Больше претензий по расходам в сферах здравоохранения и ЖКХ, где они выросли на 14% и 19 % соответственно. Однако в сфере образования неэффективные расходы снизились на 6%, и на 2 % стали меньше в области государственного управления.
- Вопросы оптимизации расходов на госуправление в последнее время особенно актуальны и обсуждаются на самом высоком уровне. У Вас есть более подробные оценки и рекомендации по данной сфере?
- Безусловно. В прошлом году в 9 регионах неэффективные расходы в сфере госуправления вообще отсутствовали. В 57 регионах неэффективные расходы снижены, прежде всего, за счет проведения административной реформы и, в определенной степени, за счет сокращения численности государственных служащих.
- Насколько, на Ваш взгляд, оптимально решать проблему оптимизации бюджетных расходов путем сокращения служащих?
- На наш взгляд, рациональный путь состоит в том, чтобы регионы утвердили единые реестры госфункций и услуг, а также административных регламентов к ним. Это позволит довести численность государственных и муниципальных служащих до минимально необходимой.
- Насколько существенными были сокращения, если рассматривать отдельно по регионам?
- В Московской области численность государственных служащих была сокращена на треть, а в Удмуртии на 25 %.
Если сравнивать по регионам, то ситуация с численностью чиновников на 10 тыс. населения, разная. Например, максимальный удельный вес госслужащих отмечен на Чукотке и Ненецком автономном округе. В этих регионах также самая высокая численность муниципальных служащих.
Меньше всего чиновников в таких регионах, как Челябинская, Ростовская и Оренбургская области. Там приходится порядка 4-6 чиновников на каждые 10 тыс населения.
- Регионы, добившиеся наиболее успешных показателей, будут на особом счету у федерального правительства? Планируется некие поощрения за хорошую работу?
- Да, мы считаем, что это целесообразно. Более того, Минрегион и Минфин совместно подготовили проект распоряжения правительства о том, чтобы поощрить 20 регионов.
Речь идет о том, чтобы распределить дотации бюджетам субъектов РФ в целях поощрения достижения наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти регионов.
При их определении впервые учитывались не только достижения отчетного года, но и динамика в сравнении с докризисным 2007 годом.
В число поощряемых вошли довольно динамично развивающиеся Воронежская, Ярославская, Ивановская, Костромская области, а также регионы, где была отмечена неплохая динамика и относительно высокие результаты по основным социально-экономических показателям. Это Башкирия, Пермский и Ставропольский края, Кемеровская, Омская и Владимирская области.
Хотел бы отметить, что этот результат не является итогом слепого арифметического подсчета. За этим стоит большая работа по совершенствованию нормативной базы, реальное продвижение реформ и объективное снижение неэффективных расходов.
- Среди названных Вами поощряемых регионов практически не названы экономически наиболее развитые субъекты РФ. С чем это связано?
- Да. Я с Вами согласен, и хотел бы пояснить следующее. В течение трех лет по итогам оценки эффективности лидирующее место по абсолютным показателям занимают Московская, Тюменская, Калининградская, Белгородская и Ростовская области, Москва, Санкт-Петербург, Чувашия и Татарстан.
В этих регионах уже с 2007 г., в некоторых из них и ранее, активизировались такие процессы, как внедрение современных инструментов управления, а также оптимизация бюджетной сети и кадрового потенциала.
Вместе с тем, по используемой методике, эти регионы в число поощряемых в этом году не попали, поскольку из-за высокой базы сравнения они показали не очень высокую динамику.
- Будете совершенствовать методику?
- Именно. Мы полагаем целесообразным отойти от общего подхода применения для всей страны нормативов, от которых отталкиваемся при проведении оценки. Полагаю, что целесообразно было бы разработать нормативы для групп регионов, дифференцированных кроме плотности населения и транспортной доступности, также с учетом возрастной структуры населения и климатических особенностей региона.