Окно в деревню
В Выборге завершился XVIII фестиваль "Окно в Европу". Своими впечатлениями о событии делится специальный обозреватель interfax.ru Сергей Сычев
Москва. 17 августа. INTERFAX.RU - Выборг – удивительный город. Парки, включая знаменитый "Мон репо", европейские улицы, преобладание велосипедистов над автомобилями, деревянные ладьи и кофмортные яхты. Если вы не были в Выборге, обязательно выберите несколько дней и посетите этот город. Он создан для прогулок вдвоем и в одиночестве, для созерцания, для неспешного размышления. Особенно приятно посетить Выборг в середине августа, когда там проводится фестиваль "Окно в Европу" и на улочках так легко можно встретить главных людей отечественного кино – не тусующихся или беспробудно пьющих, как на некоторых других наших фестивалях, а гуляющих по аллеям и спокойно мечтающих о следующих творческих достижениях.
Вот даже кино на этом фестивале смотрится как-то особенно. Почему-то здесь прощаешь фильмам то, чего не простил бы в Москве. Здесь ты обращаешь внимание на местных зрителей, которым нравится умное и тонкое кино, а не самые лучшие фильмы проката. Здесь конкурсы анимации и документального кино собирают не только критиков.
Можно долго говорить о Выборге и о том, почему туда каждый год так приятно ездить. Это атмосферный фестиваль в атмосферном городе. По традиции, я буду говорить, в основном, о представленном на фестивале документальном кино, конкурс которого я отсмотрел целиком и даже очень подробно описал в фестивальной газете. Итак, в этом году конкурсанты сосредоточились на сельской тематике. Более половины фильмов сосредоточены на том, как живут люди в глуши, причем чаще всего речь идет о буколических зарисовках. Люди, уехавшие из города или всю жизнь проживающиеся среди огородов и скотины, автоматически воспеваются, становятся как бы пополнением сельских святцев для наших интеллектуалов. От интеллигенции интеллектуалы унаследовали комплекс перед "народом", а городские, цивилизационные сложности требуют слишком большой внутренней работы и рефлексии, которой заниматься никто не хочет. Оттого проще создать в себе такой внутренний раек, где закаты над рекой, кони среди яблок и большая трудовая радость от повседневных дел. "Уезжайте немедленно в деревню", - будто говорят нам авторы этих фильмов, - "и все ваши проблемы решатся незамедлительно!" Там и добрый священник, и прекраснодушные соседи, и открытые к человеку животные, и земля, и сено, и все, что душе потребно!». Никто не говорит, что сами фильмы сделаны плохо, среди них есть талантливые и даже совсем необычные. Например, фильм "Тетка" Вениамина Тромина – это love story домашней таксы и уличного кобеля, рассказанная самой таксой, да еще и с едкими замечаниями в адрес человеческого скудоумия. Но тут речь не о профессионализме. Документалист, даже если не говорить о поиске тем и героев, что мне представляется не самым главным, обязан быть, прежде всего, мыслителем. Поэтому идейная сторона его творчества выходит для нас на первый план, а когда оказывается, что идея однообразно существующего эскапизма доминирует над попытками понять и решить, то всегда немного не по себе. Профессиональные и не очень режиссеры берут камеры, с операторами или без, и снимают один за другим одинаковые картины об одном и том же. Неудивительна поэтому реакция жюри, состоящего из ярких документалистов нашей страны: главы жюри, продюсера Александра Радова (компания "Фишка-фильм"), легендарного Владислава Виноградова и представительницы молодого поколения Алины Рудницкой. Они выбрали для призов именно тех, кто дистанцировался от эскапизма, ворвавшись своим видением в язвы современной России.
За яркий, агрессивный фильм о том, как глухие участвуют в конкурсе танцев, заявляя о своей полноценности, объясняя свою позицию наполовину словами, наполовину жестами, получил приз Анар Аббасов, представитель мастерской Алексея Учителя и Игоря Гелейна. Сам Гелейн – за попытку вновь напомнить о людях, попавших во время Отечественной войны в плен, в фильме "Нашествие". Николай Волков – за фильм "Полярник" о человеке, уехавшем из деревни. В полярные ледники, а не в город, правда. Наконец, главный приз получил Тофик Шахвердиев за фильм "Мой друг – доктор Лиза". Это же третий фильм о знаменитой благотворительнице и врачевательнице, помогающей обездоленным и неимущим облегчить их страдания. Главное отличие от предыдущих, снятых Мауриной и Погребижской, - в том, что Шахвердиев дает слово сами бомжам, которых он сам часто и помногу снимал в прежних своих работах. Хотя я бы обязательно дал приз фильму Александра Белобокова "Сегодня за окном туман" о драматурге Викторе Розове, авторе сценария "Летят журавли". Рассказы умирающего у нас на глазах Розова мастерски смонтированы с кадрами из "Журавлей", составляя иллюстрацию к его собственной судьбы, но композиция фильма этим не исчерпывается. Туда же вставлены монологи его жены, под которые подложен голос зовущего ее Розова; и скамейка перед окном Розовых, где влюбленные сменяются то детьми, то стариками. Сочетание этих слагаемых позволяет удерживать внимание зрителя почти два часа экранного времени, что на таком материале сделать неимоверно трудно, а эстетическое впечатление от этой картины выше, чем от любого другого фильма конкурса. Тем не менее, приз этой картине выбить не удалось, потому что мои коллеги критики не смотрят документальное кино на фестивалях, где есть еще и игровое.
Зато они справедливо рассудили, что "Слона" нужно дать Балабанову за его новый фильм "Кочегар", который действительно сделан очень точно, с фирменным черным юмором и с постоянной идеей Балабанова о том, что вся Россия растерзана и изнасилована, но все равно содержит тех, кто это с ней делал и делает. Однажды она взорвется, и произойдет трагедия, к в случае с главным героем фильма. Более подробно об этом фильме вы еще не раз услышите. Он получил еще приз за мастерство от большого жюри под руководством Андрея Хржановского. Но самое большое количество призов отхватила картина Романа Каримова "Неадекватные люди". Здесь и диплом критиков за дебют, и приз зрительских симпатий (пополам с новым фильмом Говорухина "… В стиле Jazz", и гран-при фестиваля. Я этот фильм не посмотрел, потому что в это время обсуждал с Балабановым его картину, и ничего сказать о нем не могу. Но все, кто видел, ходят в диком восторге. Каримов – уфимский парень, который учился в Лондоне, занимался клипмейкерством, а "Неадекватные люди" - его полнометражный дебют. И сразу такой успех у всех зрителей одновременно. Возможно, фильм о любви менеджера и двоечницы (так заявлено в каталоге) станет новым национальным хитом, и очень скоро. Вы можете стать свидетелями его триумфа, если не уедете в деревню, спасаясь от урбанистических кризисов.
Обозреватель Сергей Сычев