Четыре танкиста
На экраны российских кинотеатров вышел главный призер прошлогоднего кинофестиваля в Венеции - израильский фильм о Первой ливанской войне "Ливан". У зрителей есть возможность посмотреть на ее начало через прицел танка
Москва. 17 августа. INTERFAX.RU – Первый день Первой ливанской войны 1982 года. Экипаж израильского танка, состоящий практически из новобранцев, продвигается по территории Ливана и в какой-то момент из-за ошибок командного состава оказывается в окружении сирийских наемников. Впрочем, и сами танкисты по пути следования допустили немало ошибок - подвергли опасности сопровождавшую их пехоту, по ошибке взорвали машину с мирным жителем и практически уничтожили свою собственную. Похоже, только солдаты армии ливанских фалангистов, вызвавшиеся вывести израильских военных из окружения, знают точно, чего хотят - а именно, завладеть танком и сирийским пленным, находящимся на его борту. В остальном первый день войны выдался на редкость бессмысленным и беспощадным.
"Ливан" - это фильм израильского режиссера Самуэля Маоза, который на прошлогоднем Венецианском международном кинофестивале получил главную награду - "Золотого льва", обойдя в конкурсе такие фильмы, как "Одинокий мужчина" Тома Форда и "Дорога" Джона Хиллкоута. Словосочетание "израильский пацифистский фильм о войне в Ливане" обеспечило Маозу еще ряд главных наград на нескольких кинофестивалях по всему миру и десять номинаций на премию израильской киноакадемии у себя на родине. Можно даже сказать, что он обошел по наградам своего знаменитого предшественника - анимационный фильм на ту же тему "Вальс с Баширом", вышедший на экраны годом ранее и побывавший в основном конкурсе Канн. Правда, по сравнению с фильмом Ари Фольмана "Ливан" все равно выглядит намного бледнее.
Основная его проблема состоит как раз в неприкрытом пафосе пацифизма. Маоз вместе с нами смотрит на происходящее через прицел танка и часто фокусирует его на самые ужасные последствия войны - разорванные в клочья тела еще живых людей, страдания ни в чем не повинных мирных жителей и так далее. Другими словами, показывает то, что мы каждый день можем увидеть в выпусках новостей - растиражированные образы, которые и сделали большинство населения планеты бесчувственными к чужому горю и образам войны. Но для произведения искусства этого явно не достаточно: всем и так давно известно, что смысла в бесконечных жертвах и разрушениях нет, а недавнее нападение израильских войск на "Флотилию свободы" и без награды Венецианского кинофестиваля дает понять, что с 1982 года в командовании израильской армии мало, что изменилось.
"Ливан", как и продолжающий тенденцию субъективного взгляда на ближневосточные конфликты фильм Кэтрин Бигелоу "Повелитель бури", - низкобюджетен и это, конечно, придает ему свежести: вся история разворачивается в более чем ограниченном пространстве кабины танка. Четверо солдат, каждый из которых абсолютно не понимает, что он должен делать и что от него хотят командиры, проживают свой первый день войны, как судный день. Именно лица этих актеров, а не попадающие в прицел наводчика жертвы и разрушенные горящие дома, лучше всего передают идею Самуэля Маоза. Потому что, как бывший танкист, который сам участвовал в этой войне, он лучше других знает, что в душе каждого простого солдата происходит драма, которую не сможет передать ни один выпуск новостей.
Обозреватель Артем Ушан