Не на кого пенять
Россия - инициатор создания Таможенного союза - отстает от своих "союзников" Белоруссии и Казахстана по простоте таможенных процедур. И если Россия не сумеет сделать работу национальной таможни более эффективной, то "нам уже не на кого будет пенять", считает президент РФ Дмитрий Медведев
Сочи. 16 августа. FINMARKET.RU - Россия отличается не только суровым природным климатом, но и не слишком благоприятным инвестиционным. Именно вопросам инвестиционного климата было посвящено совещание, которое в понедельник президент РФ провел в Сочи. Особое внимание на совещании уделялось проблемам Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Улучшать климат совместно
Россия, Белоруссия и Казахстан должны вместе создать комфортные условия для работы инвесторов в рамках Таможенного союза, уверен президент России Дмитрий Медведев.
При этом, речь идет также и об инвесторах из третьих стран, подчеркнул глава государства. "Таможенный союз призван повысить устойчивость наших национальных экономик в условиях усиливающейся глобальной региональной конкуренции", - сказал он.
По словам Д.Медведева, "с одной стороны, интерес к Таможенному союзу со стороны зарубежных партнеров достаточно высок". "Ведь речь идет о перспективном, динамично развивающемся, растущем рынке со значительным числом потребителей с общем населением 175 млн человек", - сказал президент РФ.
"Это все потенциальные потребители, и создавая нормативно-правовую базу Таможенного союза, мы, в первую очередь, руководствуемся общепринятыми правилами", - подчеркнул он.
Однако, по словам главы государства, предстоит решить много проблем. "Это признают все инвесторы, - отметил он. - Издержки, связанные с пересечением таможенных границ, носят подчас непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств".
"Эти проблемы затрагивают и отечественных производителей, включая экспортеров высокотехнологичной продукции. Финансовое бремя этих процедур, сроки оформления поставок, все это ставит нас в очень сложные условия", - добавил Д.Медведев.
Россия проигрывает Белоруссии и Казахстану
В свою очередь, министр экономического развития Эльвира Набиуллина на совещании подкрепила слова президента некоторыми сравнительными данными. Россия по международным рейтингам, касающимся таможенных процедур, значительно проигрывает своим партнерам по Таможенному союзу, сообщила она.
Министр отметила, что специально к этому совещанию были проанализированы различные международные рейтинги по итогам 2009 года, касающиеся таможенного администрирования. Обобщая эти данные, Э.Набиуллина сообщила, что по оценке простоты таможенных процедур Россия, по различным оценкам, находится на 115-ом месте из 155 стран, на 140-ом месте - из 183 и на 130-ом месте - из 133 стран.
Президент Д.Медведев заявил в этой связи: "Мы всегда критично относимся к подобным рейтингам, потому что все они условны, но обращает внимание то, что по большинству этих рейтингов наши партнеры по Таможенному союзу стоят лучше, я имею в виду Казахстан и Белоруссию". "Это показательно", - подчеркнул он.
Э.Набиуллина привела результаты опроса японского банка по восприятию инвесторами сложностей процедур таможенного администрирования. "Мы единственная страна, где в 2009 году ухудшилась ситуация, в остальных странах шло улучшение", - отметила она.
По словам министра экономического развития, опрос Всемирного банка, который проводил исследование по 15 наиболее инвестиционно привлекательных стран, показал, что "здесь Россия имеет самую низкую оценку таможенного администрирования: по пятибалльной шкале - у нас второе место".
"При этом Казахстан, который был хуже нас, в 2009 году стал лучше", - добавила она.
Э.Набиуллина подчеркнула, опрос проводился среди тысяч международных компаний, работающих в разных странах.
"Что касается такого параметра, как частота физического досмотра груза, по данным респондентов, у нас физическому досмотру подвергается около 44% груза, при этом около 10% досматривается более одного раза", - сказала министр.
Для сопоставления она привела данные о том, что в США досматривается лишь 3%, в Германии - также 3%, а в Великобритании - 2%. "Это серьезное отличие", - подчеркнула Э.Набиуллина.
Говоря о рейтинге прозрачности таможенного администрирования, который определяется количеством документов для оформления грузов и количеством дней для прохождения так называемой таможенной очистки, она указала, что здесь также показатели "не самые лучшие". "Для экспорта среднее количество документов, которое требуется в России, - 8, для импорта - 13. По другим странам в среднем: для экспорта - 4 документа, для импорта - 6", - сказала министр.
"В результате, Россия занимает 98 место из 119 по срокам прохождения таможенной очистки без физического досмотра и 103 из 119 с досмотром", - сообщила глава Минэкономразвития.
Таким образом, подчеркнула она, "экономические операторы теряют до пяти дней на проверку и оформление груза, причем это без учета дороги". Она также отметила, что Россия в этом плане "значительно проигрывает и Казахстану, и Белоруссии".
"Не на кого будет пенять"
России необходимо избавляться от барьеров в законодательстве, мешающих развитию торговых отношений, чтобы не проигрывать в конкурентной борьбе другим странам Таможенного союза, считает Дмитрий Медведев.
Он отметил, что с 1 июля (даты вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза) началась усиленная работа таможенных служб стран ТС. "Это не просто налаживание кооперационных связей, по сути - это часть конкуренции, борьбы за экономического оператора. В случае изменения маршрутов товаропотоков, - а это возможно в такой ситуации, - за ними, естественно, тянется цепочка логистического бизнеса, а затем подстраивается и производство", - подчеркнул Д.Медведев.
По его словам, это новая ситуация, которую невозможно разрешить запретительными мерами, поскольку операторы внешнеэкономической деятельности неизбежно будут стремиться туда, где таможенные процедуры более понятны и более прозрачны и где финансовая нагрузка, связанная с их прохождением, менее обременительна.
"Здесь нам уже не на кого будет пенять, кроме как на самих себя, если мы под эти условия не подстроимся, потому что нас никто палкой не загонял в Таможенный союз - это был наш собственный выбор", - отметил президент, добавив, что ТС может качественным образом перестроить экономическую жизнь в наших странах.
"Из этой логики в дальнейшем должны исходить и контрольно- надзорные органы. Здесь необходима и персональная ответственность руководителей, которые уполномочены на выработку межгосударственных соглашений", - подчеркнул он.
Как отметил президент, время, затрачиваемое на таможенные формальности, пока не сокращается. "Уровень взаимного доверия между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) невысокий - только полпроцента участников ВЭД применяют в настоящее время специальные упрощенные процедуры. Это означает, что практически все участники обязаны совершить все те формальности, которые прямо установлены законом, без каких-либо возможных упрощений. А это не здорово", - сказал Д.Медведев.
Закон о таможенном регулировании - осенью
Говоря о теме Таможенного союза и необходимых в этой связи документах и законопроектах, Э.Набиуллина сообщила, что законопроект о таможенном регулировании "может быть принят в первом месяце работы осенней сессии (Госдумы) с тем, чтобы он вступил в силу с 1 октября". "Мы ставим такую задачу", - добавила она.
Э.Набиуллина напомнила, что документ прошел в Госдуме первое чтение и в настоящее время готовится ко второму. "В правительстве мы согласовали поправки ко второму чтению, которые считаем важными. Нужно будет принять подзаконные акты, есть подзаконные акты на уровне правительства, есть на уровне таможенной службы. Они уже в определенной степени готовности", - подчеркнула Э.Набиуллина.
Президент в этой связи заметил, что закон о таможенном регулировании и подзаконные акты нужно готовить одновременно. "Мы не имеем права разделять принятие закона и принятие подзаконных актов", - заявил Д.Медведев.
Также, по его словам, к принятию закона нужно решить целый ряд задач. "Необходимо максимально сократить нормы непрямого действия в законе и общее бремя таможенной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, мы должны обеспечить "зеленый коридор" для экспорта-импорта высокотехнологичных товаров. В-третьих - создать условия и механизмы для эффективного взаимодействия таможенных органов и самих участников торгового оборота. В-четвертых - обеспечить анализ влияния таможни, других контрольных органов на увеличение торгового оборота и повышение деловой активности", - сказал Д.Медведев.
Президент предложил участникам совещания обсудить, как ФТС внедряет современные технологии, в частности, электронное декларирование.
"Нужно поговорить и о критериях оценки эффективности деятельности таможни и нашей, и наших партнеров", - сказал Д.Медведев, отметив, что таможня должна не только бороться с правонарушениями на таможне. "Задачи таможни - не только фискальные, и в значительной мере не фискальные", - подчеркнул он.
Э.Набиуллина, говоря о других мерах в связи с созданием Таможенного союза, подчеркнула, что необходим мониторинг правоприменения.
"Сейчас ведомственными таможенными службами организована "горячая линия", на которую поступает оперативная информация о том, как действуют новые правила", - сказала она. "Уже сейчас выяснились некоторые озабоченности, в том числе по поводу ввоза, например, для физических лиц", - подчеркнула министр.
Она добавила, что по итогам мониторинга готовятся предложения, к концу года они будут завершены. "Если надо будет что-то менять в наших международных документах, мы будем вносить такие предложения", - сказала Э.Набиуллина.
Все идет по плану
Вместе с тем, работа по созданию Таможенного союза, по словам Д.Медведева, пока идет по плану, без существенных сбоев, но не без трудностей. "Ну трудностей достаточно, что в общем естественно. Это очень масштабный проект, таких задач мы никогда не решали в новейшей истории российского государства", - добавил президент.
Д.Медведев отметил, что Таможенный союз призван улучшить условия для предпринимательской деятельности в РФ. "Создание инструментов, межгосударственных механизмов не является самоцелью. Это лишь средства. В конечном счете, они должны формировать благоприятные условия для ведения бизнеса", - сказал он.
Президент напомнил, что на долю оборота с Белоруссией и Казахстаном приходится значительная часть российских внешнеторговых операций. "Очень значительная часть", - подчеркнул Медведев. "Даже по этим соображениям должны уделить этому фактору повышенное внимание", - сказал он.