ГЛОНАСС в массы

Чиновники продолжают работать над внедрением отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. В числе прочих мер предлагается ввести пошлины на навигаторы GPS и в обязательном порядке оснащать отечественными навигаторами весь общественный транспорт в стране

Рязань. 11 августа. FINMARKET.RU – Полноценный запуск российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, до сих пор несколько буксует. Тем не менее, правительство не отказывается от своих планов довести до ума проект, чья история уходит корнями в годы холодной войны.

Во вторник премьер-министра РФ Владимир Путин провел в Рязани совещание по вопросу об использовании технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития российских регионов.

Сегодня на ГЛОНАСС израсходовано уже 60 млрд рублей. И, по словам премьера, основная масса работы по созданию системы сделана. Впрочем, для развития инфраструктуры ГЛОНАСС в этом и следующем году будет направлено около 50 млрд рублей.

Кроме того, для поддержки отечественной системы навигации чиновники предлагают со следующего года ввести пошлину на оборудование GPS, которая может составить 25% от стоимости оборудования. И, наконец, аппаратами ГЛОНАСС планируется оснастить весь общественный транспорт в стране и все автомобили, закупаемые государством.

Цена вопроса

На российскую навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС израсходовано на сегодняшний день 60 млрд рублей, заявил премьер-министр В.Путин. Основная масса работы по созданию системы сделана. "В ближайшее время мы должны дооснастить группировку. Она будет полной, полноценной, и она будет действительно глобальной", - пообещал премьер.

В.Путин отметил, что в целом проект (реализовать который в полной мере не удается уже более двух десятков лет) развивается успешно. "Система ГЛОНАСС - это в прямом и в переносном смысле высокие технологии, без которых модернизация страны невозможна", - подчеркнул премьер.

Вместе с тем, в 2010-2011 годах в развитие инфраструктуры ГЛОНАСС будет вложено почти 50 млрд рублей. "Могу сказать, что только за текущий и будущий годы в развитие космической и наземной инфраструктуры ГЛОНАСС будет вложено порядка 48 млрд руб.", - сказал В.Путин.

По его словам, система ГЛОНАСС необходима как для экономики страны, так и для военного сектора. "Без систем подобного рода невозможно развитие современных систем вооружений", - сказал В.Путин.

Премьер отметил, что сейчас только два государства - Россия и США - могут самостоятельно обеспечивать свои потребности в спутниковой навигации, то есть гарантировать свой "навигационный суверенитет".

По оценкам международных экспертов, добавил В.Путин, реализация такого проекта служит подтверждением высокого технологического статуса государства и его принадлежности к клубу высокоразвитых держав.

Навигаторы на транспорт

По словам главы Федерального сетевого оператора "Навигационно-информационные системы" Олега Гурко, на сегодняшний день объем российского рынка навигационного оборудования составляет 16,5 млрд рублей, но только 5% этого рынка занято оборудованием ГЛОНАСС.

Как говорилось в материалах к заседанию, "всего в Российской Федерации внедрено (с учетом планируемых поставок до конца 2010 года) 43 тыс. единицы оборудования системы ГЛОНАСС". В том числе около 1600 единиц оборудования установлено на автомобилях "скорой помощи" (общий автопарк - 17 тыс. машин), 14 тыс. - в МВД и около 30 тыс. единиц - на транспортных средствах в регионах.

Темпы оснащения российского транспорта оборудованием ГЛОНАСС остаются недостаточными, подчеркнул О.Гурко. Такого же мнения придерживается и В.Путин. "Уровень использования российских навигационных систем на транспортных средствах у нас в целом не превышает 10%, и нам нужно серьезно ускорить эти процессы", - заявил премьер.

Для этого, как считает вице-премьер РФ Сергей Иванов, вполне можно принимать решение об обязательном выпуске на территории РФ автомашин, оборудованных отечественной навигационной системой. По словам вице-премьера, речь идет не о частном, а об общественном транспорте.

В свою очередь, вице-премьер Сергей Собянин поддержал предложение о том, чтобы все автомобили, закупаемые за бюджетные деньги структурами власти различного уровня, были оборудованы системой "ГЛОНАСС".

"В осеннюю сессию можно будет ввести закон и обязать все органы покупать (такую технику)", - сказал С.Собянин. По словам зампреда правительства, с 1 января 2011 года "все 900 тыс. автобусов в стране должны быть оборудованы" навигационным оборудованием.

Помимо того, В.Путин поручил Минтрансу и МВД подготовить совместное предложение по установке навигационного оборудования на автомобили, перевозящие до восьми пассажиров и не подлежащие лицензированию. Перед этим министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что согласно существующим законам, автотранспорт вместимостью до восьми человек не подлежит лицензированию. "Сегодня человек может купить машину до восьми мест и выйти с ней на маршрут", - сказал он. Он предложил обязать устанавливать навигационные системы для отслеживания передвижения таких автомобилей. В том числе, по словам министра, установка навигационного оборудования поможет противодействовать терроризму.

В свою очередь глава МВД Рашид Нургалиев сказал, что уже обсудил с И.Левитиным вопрос об оборудовании навигаторами оборудованием автотранспорта с пассажирскими местами до восьми единиц. По его словам, подобный автотранспорт выходит из начального пункта в конечный, но МВД неизвестно, какие пассажиры подсаживаются в него и где этот транспорт останавливается. "С точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе антитеррористической безопасности, это важная составляющая. Я только поддерживаю это предложение", - сказал Р.Нургалиев.

Помимо автомобилей, отечественными навигаторами можно оснастить также водный и железнодорожный транспорт. В.Путин отметил, что в перечень сфер, где востребована современная навигация, входит работа МЧС, МВД, медицинских служб, кадастровый учет и контроль сложных технических сооружений, напомнил премьер-министр.

"В соответствии с законом о навигационной деятельности, начиная с 2011 года, большой перечень транспортных и других технических средств должен будет в обязательном порядке оснащаться системами навигации - соответствующие требования к технике закладываются и в новые технические регламенты", - сказал В.Путин. Например, отметил он, это будет касаться водного и высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Путин заявил также, что правительство разрабатывает концепцию новой ФЦП "ГЛОНАСС" до 2020 года. "Она (ФЦП) ориентирована прежде всего на практическое внедрений новой технологии, и, конечно, мы рассчитываем на активное участие регионов", - сказал премьер.

Ударим пошлинами по GPS

Для того, чтобы ослабить позиции главного конкурента отечественным навигаторам – оборудования американской системы GPS - чиновники предлагают ввести пошлины на импорт навигаторов в Россию.

"Настало время поднимать вопрос о том, чтобы вводить не запретительные, но хоть какие-то импортные пошлины на навигационное оборудование системы GPS, которые по сей день ввозятся в Россию по нулевой ставке", - считает вице-премьер Сергей Иванов.

"Предлагается ввести пошлину на оборудование GPS с 1 января 2011 года. Она может составить 25% от стоимости оборудования", - уточнил С.Иванов.

"Если в Россию ввозится двухсистемное оборудование, которое работает как с системой ГЛОНАСС, так и с системой GPS, на него пошлина не распространяется", - отметил он.

Космическое производство

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов на совещании рассказал, что Минпромторг в целях выполнения ФЦП "ГЛОНАСС" планирует производить до 1 млн навигационных чипсетов в год. "Минпромторг России, ответственный за этот вопрос, в целях выполнения ФЦП "ГЛОНАСС" готовит серийное производство навигационных модулей с чипсетами объемом до 1 млн штук в год", - сказал он.

По его словам, для производства модулей будет использован зарубежный опыт, так как в России отсутствуют необходимые производства микроэлектроники. "В дальнейшем производство чипсетов Минпромторг планирует развернуть в РФ", - сказал глава Роскосмоса.

Кроме того А.Перминов рассказал, что для потребителей сейчас разработано 33 вида навигационного оборудования и завершается разработка еще 10. Также он сообщил, что Роскартографией организована работа по созданию навигационных цифровых карт для потребителей. Работа будет завершена в 2011 году.

По его словам, необходимым условием функционирования системы ГЛОНАСС является полноразмерная орбитальная группировка. Напомним, что основой системы должны являться 24 спутника. По данным Федерального космического агентства, на 11 августа в составе ГЛОНАСС насчитывается 23 спутника, из которых 21 спутник используется по целевому назначению, а еще 2 отнесены к орбитальному резерву.

"К концу года она (система ГЛОНАСС) будет работать по всему миру, а не только на территории РФ и стран СНГ", - сказал А.Перминов. По его словам, в декабре 2010 года на орбите начнутся летные испытания нового космического аппарата "Глонасс-К".

Премьер-министр В.Путин также отметил, что до конца года планируется запустить очередные шесть спутников "Глонасс". "В настоящее время сигнал ГЛОНАСС уже полностью покрывает территорию РФ - до конца года мы планируем запустить еще шесть спутников, тем самым завершив формирование нашей космической группировки", - сказал В.Путин.

Глава правительства напомнил, что таким образом на орбите будут постоянно находиться не менее 24 - 28 аппаратов, и сигнал ГЛОНАСС можно будет уверенно принимать во всех точках земли.

Премьер-министр также сообщил, что гражданский навигационный сигнал ГЛОНАСС будет бесплатно и без ограничений предоставляться потребителям в иностранных государствах, с которыми Россия заключила договор о сотрудничестве в данной сфере.

На совещании по проблематике использования технологий ГЛОНАСС В.Путин напомнил, что Россия активно выходит на зарубежные рынки, где есть перспективные ниши в данной сфере.

"Например, соглашения о сотрудничестве по системе ГЛОНАСС уже заключены с Украиной, Белоруссией, Индией, Кубой, Казахстаном и рядом других стран. Естественно, гражданские навигационные сигналы будут предоставляться потребителям бесплатно, без ограничений", - сказал В.Путин.

При этом премьер-министр отметил, что безусловным преимуществом навигационной системы российского производства является то, что она может одновременно принимать сигналы со спутников ГЛОНАСС и американской GPS, что гарантирует более устойчивый сигнал и независимость от монопольного поставщика.

"Кто во что горазд"

Владимир Путин констатирует отсутствие комплексного подхода к внедрению навигационных технологий в РФ и ставит задачу интегрировать в единое целое все подобные системы в стране.

"Часто приходится сталкиваться с отсутствием комплексного подхода к внедрению навигационных технологий в регионах: кто во что горазд, тот так и делает", - сказал В.Путин.

Отсюда, по его словам, несовместимость технических и программных решений на уровне ведомств регионов и муниципалитетов.

"В ближайшее время надо интегрировать в единое целое все навигационно-информационные системы местного, регионального и федерального уровней и предоставить экстренным оперативным службам единый формат взаимодействия", - заявил В.Путин.

Премьер отметил, что на местах не всегда хорошо знают о возможностях применения ГЛОНАСС, и это уже вопрос к Роскосмосу - необходимо теснее взаимодействовать с регионами и вести эффективную информационную политику.

"Считаю, что уже в 2011 году все субъекты федерации должны разработать и принять свои региональные программы использования ГЛОНАСС", - сказал В.Путин.

Он подчеркнул необходимость разработки четких критериев оценки работы региональных властей по внедрению навигационных технологий.

"Звучат ссылки, что на такие проекты в региональных и местных бюджетах не хватает денег - до тех пор, пока не будет понимания, насколько это важно, всегда будет звучать тезис о том, что денег не хватает", - отметил В.Путин.

Он сказал, что тем не менее правительство готово рассмотреть варианты поддержки регионов при внедрении ГЛОНАСС. "Минрегион совместно с Минфином должны проработать этот вопрос и внести конкретные предложения", - сказал премьер.

Новости