Кадыров - не президент, но имам
Глава Чечни считает, что название "президент" для его должности не подходит. Кадыров готов принять любой термин, обозначающий должность главы субъекта. Возможно, он станет называться "имамом"
Москва. 13 августа. INTERFAX.RU – Рамзан Кадыров хочет перестать называться президентом Чечни, поскольку он убежден, что в России только один государственный деятель имеет право называться президентом. По его мнению, в стране следует прекратить "парад региональных президентов". Президенты других субъектов федерации последуют его примеру, полагает эксперт.
Напомним, в настоящее время наряду с должностью президента Россию аналогичное название имеют должности глав ряда субъектов федерации: Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Татарстан, Республики Марий-Эл, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики, Чеченской Республики и Чувашской республики.
"В первый день священного месяца Рамадан я подписал распоряжение об уходе в ежегодный отпуск. Перед этим я направил в парламент Чеченской Республики официальное письмо, в котором прошу внести изменение в название высшего должностного лица ЧР", - заявил Кадыров журналистам в Грозном.
При этом он пояснил: "Я исхожу из того, что в едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами и т.д.".
"Я предложил парламенту ЧР изучить вопрос о внесении изменений в название высшей должности Чеченской Республики. Я готов принять любой термин, обозначающий должность главы субъекта, кроме названия "президент"", - сказал он.
Он напомнил, что "с первых же дней отказался и от идеи подписания соглашения между федеральным центром и ЧР о разграничении полномочий".
"Я твердо убежден в том, что подобные документы абсолютно не нужны. У нас есть Конституция, в которой все прописано. И не должно быть субъектов с особыми полномочиями", - подчеркнул Кадыров.
Пресс-секретарь Кадырова не исключает, что новая должность главы Чеченской республики будет называться "имам" "Для Кадырова приемлемо любое название, не противоречащее Конституции России и ЧР", - сказал пресс-секретарь президента ЧР Альви Каримов. На вопрос, может ли должность называться "имамом", он ответил, что "не видит в этом противоречия основному закону".
"А почему бы и нет? Хотя я не знаю, какие варианты у парламента. Лично мое мнение, что это ёмкое, удобное для написания и произношения название. Главное то, что, независимо от вариантов, не меняются полномочия и обязанности высшего должностного лица республики. Если бы я был депутатом, то внес бы именно такое предложение, но мне не известно, к какому мнению придут депутаты", - сказал Каримов.
Во фракции "Единая Россия" поддерживают идею Кадырова отказаться от названия "президент", но против переименования в "имама". "Я так же, как Кадыров, считаю, что в России должен быть один президент. Что касается руководителей субъектов РФ, в том числе и национальных республик, то они, по моему мнению, должны называться не президентами, а главой конкретной республики", - сказал "Интерфаксу" первый зампред комитета Государственной Думы по законодательству Владимир Груздев (фракция "Единая Россия"). В то же время он считает неприемлемым рекомендовать Кадырову называться имамом Чеченской республики. "Имам - лицо духовное у мусульман, но у нас - светское государство. При всем уважении к представителям различных религиозных конфессий нельзя допустить, чтобы главы регионов РФ именовались как духовные лица", - пояснил депутат свою позицию.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сомневается, что российские власти согласятся с изменением названия должности главы Чеченской республики с "президент" на "имам". "Чтобы у нас, в светском государстве, была республика, возглавляемая духовным лидером, имамом? Это противоречит Конституции, - заявила Алексеева "Интерфаксу". - Мы - светское государство, а имам - это духовное лицо в исламе. Может быть, его привлекают такие возможности, которые имел аятолла Хомейни (лидер исламской революции 1979 года в Иране - ИФ)?"
Сопредседатель исполкома Межрелигиозного совета СНГ, исполнительный директор Международной исламской миссии муфтий Шафиг Пшихачев также считает, что глава современной Чечни не может именоваться имамом. "Слово "имам" переводится с арабского языка как "руководитель", но исторически сложилось так, что этот термин всегда имел отношение именно к религии", - заявил Ш.Пшихачев корреспонденту "Интерфакс-Религия" в четверг.
По словам муфтия Пшихачева, долгое время представлявшего северокавказский муфтият в Москве, на протяжении истории имам чаще всего воспринимался как руководитель коллективных молитв: не случайно руководители местных мусульманских общин называются имамами.
Имамом называл себя в XIX веке Шамиль, "но он практически был руководителем теократического государства", отметил Пшихачев. "В современном же светском государстве, каким является Россия, такое название руководителя региона недопустимо", - считает муфтий.
В целом же Кремль поддержит инициативу Кадырова, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. "Рамзан Кадыров, заявив о своем отказе называться президентом, дал сигнал о своей лояльности Кремлю. Федеральный центр, скорее всего, использует эту инициативу как рекомендацию другим региональным лидерам последовать этому примеру", - заявил Минченко в четверг "Интерфаксу". По мнению политолога, Кадыров, выступив с такой инициативой, укрепил свой имидж среди региональных лидеров: "Кадыров сделал очень важный политических шаг. Полагаю, не один президент национальной республики сейчас рвет на голове волосы, сокрушаясь, что не додумался об этом первым", - сказал Минченко.
Тот факт, что инициатива исходит именно от главы Чечни, по мнению эксперта, упростит федеральному центру задачу убедить региональных лидеров последовать его примеру: "Для федерального центра это тоже позитивный сигнал, потому что Чечня традиционно считалась наиболее сложным субъектом РФ. Теперь у Кремля есть аргумент: если уж глава республики, где довольно долго шли военные действия и контртеррористические операции, добровольно предлагает отказаться от такого названия своей должности, то более спокойным регионам, таким, как Татарстан или Башкирия, сам бог велел".