Возвращение героя
Актер Францис Юстер решил вернуть на большие экраны Жан-Поля Бельмондо и снял фильм "Человек и его собака", но благие намерения не всегда приводят к положительному результату
Москва. 12 августа. INTERFAX.RU - Бывший моряк, а ныне почти беспомощный старик, Шарль живет в доме жены своего лучшего друга, утонувшего в бассейне несколько лет назад. Совсем скоро она собирается снова выйти замуж и в этом свете, требующий постоянного ухода и заботы, Шарль, конечно же, представляет для нее серьезную обузу. И в какой-то момент он действительно оказывается со всеми своими немногочисленными вещами и собакой, единственным его другом, на улице. Знакомства с обитателями ночлежек, визиты к старым товарищам по флоту, которые ничем не могут ему помочь, скитания по парижским улицам в конце концов приводят его к железнодорожному туннелю, в конце которого он решительно настроен увидеть свет.
"Человек и его собака" - это позапрошлогодний фильм французского актера Франциса Юстера, главную роль в котором исполнил Жан-Поль Бельмондо. Оба эти факта, к сожалению, нельзя отнести к плюсам картины: Юстер явно оказался не на своем месте и его абсолютно понятное искреннее желание вернуть в кино великого актера, перенесшего в 2001 году инсульт, привело к совершенно плачевным результатам. Бельмондо, который так и не оправился полностью от болезни, за весь фильм произносит десяток фраз, все остальное время он молчит и грустно смотрит в пустоту. Смотреть на него от этого становится просто невыносимо.
Нелепости всей этой затее придает и тот факт, что "Человек и его собака" является римейком известного образчика итальянского неореализма, фильма Витторио Де Сики "Умберто Д." 1952 года. От социального контекста оригинала здесь, конечно же, не осталось и следа, а персонажи из "Умберто Д.", такие, например, как беременная служанка, которая единственная, кроме собаки, сочувствует и заботится о главном герое, выглядят как настоящая пародия. Бессмысленные диалоги и преувеличенный драматизм игры только подчеркивают реальную беспомощность Бельмондо и производят довольно угнетающее впечатление.
Не удалось Юстеру показать и абсолютное отсутствие необходимости современного общества в старых людях, которое четко и бескомпромиссно нарисовал в "Умберто Д." Де Сика. В "Человеке и его собаке" персонаж Бельмондо встречает на своем пути множество людей, испытывающих к нему чувство жалости и готовых на деле помочь ему, и это полное несоответствие с сюжетом фильма не дает отделаться от ощущения, что все они жалеют не Шарля, а самого Жан-Поля Бельмондо, которому, по большому счету, и не нужно играть своего героя. На это чувство работают и небольшие камео Макса фон Зюдова и Даниэля Ольбрыхского. Первый играет бывшего капитана флота, сошедшего с ума, второй - таксиста-поляка, непонятно зачем произносящего монолог во славу Франции.
Конечно, все помнят и любят Жан-Поля Бельмондо, как одного из самых интересных и ярких французских актеров второй половины ХХ века, как лицо "новой волны", как настоящего героя боевика и одновременно прекрасного комика. И именно поэтому делать его возвращение в кино таким, каким его сделал Францис Юстер, представляется не очень правильным - такой конец, не смотря на все благие намерения режиссера, возможно, хуже, чем все остальные.
Обозреватель Артем Ушан