Конституционный суд в деле
Решением КС, проведшего сегодня первое заседание в Санкт-Петербурге, была признана справедливой жалоба журналиста Мананы Асламазян
Москва. 27 мая. INTERFAX.RU - Спустя неделю после совещания в Кремле, на котором главной целью реформы судебной системы в РФ было названо достижение независимости суда, Конституционный суд России эту независимость продемонстрировал на дел - журналистки Мананы Асламазян, несправедливо, согласно вердикту КС, обвинявшейся в контрабанде валюты.
Мытарства Асламазян начались в январе прошлого года, когда руководитель фонда "Образованные медиа" (бывший "Интерньюс") была задержана при возвращении из Парижа в аэропорту "Шереметьево". По данным следствия, при прохождении таможенной границы в аэропорту Асламазян не декларировала в установленном порядке 9,55 тыс. евро и более 5 тыс. руб., то есть суммы, больше той, которую разрешается ввозить без декларации. В отношении нее было возбуждено уголовное дело по статье "контрабанда". С Асламазян была взята подписка о невыезде, но она покинула Россию и в настоящее время находится в международном розыске.
Асламазян в своей жалобе в КС оспорила часть ст. 188 УК РФ, согласно которой при привлечении уголовной ответственности за контрабанду незаконно ввезенной валюты считается не та ее часть, на которую были превышены разрешенные к ввозу 250 тыс. руб., а вся сумма ввезенной валюты.
Суд сегодня признал оспоренную норму не соответствующей Конституции РФ и нарушающей принципы равенства и справедливости. Суд указал в своем решении, что сам факт ввоза валюты не рассматривается в действующем законодательстве, как посягательство на интересы страны в сфере экономики. При этом противоправный характер приобретает недекларируемый ввоз валюты лишь в сумме, сверх разрешенной законом.
Согласно решению суда, нормативное положение ч. 1 ст. 188 УК РФ утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру, в том числе и дело Асламазян.
Комментируя журналистам вердикт КС, адвокат Виктор Паршуткин подчеркнул, что это решение позволит пересмотреть подобные дела в отношении сотен тысяч людей, которые также преследовались за контрабанду. Он сообщил, что защита журналистки уже завтра подаст ходатайство о прекращении уголовного дела. "Завтра, сразу по возвращении в Москву, я подам соответствующее ходатайство, и хотят этого следователи или нет, но уголовное дело должно быть прекращено, так как решение Конституционного суда не подлежит обжалованию, а подлежит незамедлительному исполнению", - сообщил Паршуткин
Сама Асламазян решением КС обрадована, но домой не торопится. "Это счастье, что нам удалось доказать, благодаря решению Конституционного суда, что я не преступница. Оно (счастье), безусловно, - просто самое главное слово сегодня для меня", - сказала журналистка "Рен-ТВ". В интервью "Интерфаксу" она назвала решение КС объективным и независимым.
"Конечно, теперь мы будем ходатайствовать о прекращении моего уголовного дела, но, боюсь, что все это завершится еще не скоро. И пока, к сожалению, я не могу вернуться в свою страну", - отметила Асламазян. Она и ее защитник сожалеют, что решение КС не позволит возродить фонд "Образованные медиа". После задержания Асламазян в фонде, который занимался, в частности, подготовкой журналистов для регионального телевидения, прошли обыски и выемки документов. После этого налоговики заморозили счета этой неправительственной организации, финансируемой из-за рубежа. В итоге деятельность фонда была прекращена.
В Конституционном суде, разумеется, отрицают какую бы то ни было политическую подоплеку сегодняшнего дела. Тем не менее, наблюдатели отмечают, что КС уже не в первый раз "заступается" за журналистов. Особенно памятен в связи с этим вердикт 30 октября 2003 г., когда КС поддержал журналистов, признав неконституционной одну из норм закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", которая, по мнению заявителей, ограничивала свободу слова в предвыборный период.
Судьи выступили против расширительного толкования понятия и видов запрещенной агитации, которое, по мнению суда, "несовместимо с юридическим равенством, принципом соразмерности и ведет к нарушению свободы средств массовой информации". КС тогда же ввел критерий, позволяющий различить понятия "агитации" и "информирования", предельно сузив круг информации, которая может быть отнесена к предвыборной агитации.
Обозреватель Владимир Шишлин