Охотник за привидениями
Поланский снял еще один фильм о том, что жизнь – это ночной кошмар. Перед нами вновь одна из частичек параноидальной картины мира, которую выписывает этот странный автор, умудрившийся на всю жизнь застрять в шестидесятых
Москва. 9 августа. INTERFAX.RU - Есть целый разряд фильмов – кино о журналистике и публицистике. Начавшись, пожалуй, с фильма "Вся президентская рать", эти картины всегда привлекали к себе внимание тем, что поднимали вопросы этики, борьбы за свои и чужие права, соотношения личной и общественной жизни, возможности компромиссов любых уровней, преступлений под маской большой политики и т.п. В общем, интеллектуальное кино, которое любят критики. Из последних удачных примеров стоит назвать "Спокойной ночи и удачи!" и "Аферу Стивена Гласа". Есть и другой разряд фильмов – фильмы о писателях. Тут, начиная с "Сансет Бульвара", если не с "Дракулы", проблематика уже несколько иная. Здесь говорят о муках творчества, об искажении реальности, о воздействии произведения на его автора и о прочей метафизике. Так вот, чем в первую очередь примечателен новый фильм Романа Поланского, - в нем два направления совмещены.
Сюжет повествует нам о злоключениях молодого писателя-"призрака" (его играет Юэн МакГрегор), то есть человека, который пишет от имени какой-нибудь знаменитости мемуары, а после исчезает. А дальше все как в анекдоте про "Малую землю" и Брежнева, причем сегодня роль Брежнева поручена Пирсу Броснану – британскому премьеру, подозреваемого в чрезмерной жестокости к террористам. "Призраку" придется столкнуться с тем, что мемуары написать не так легко, особенно если учесть, что его коллега, попытавшийся сделать это первым, погиб при загадочных обстоятельствах.
То, что политика – грязное дело, что расследование грозит опасностями и что написать книжку – это не то же самое, что сходить в туалет, - все это известно давно. Поланский изменил бы себе, остановившись на этих позициях, и снял бы один из тех проходных фильмов, которых много в его творчестве. К счастью, этого не произошло, и перед нами вновь одна из частичек параноидальной картины мира, которую выписывает этот странный человечек, умудрившийся на всю жизнь застрять в шестидесятых.
В журналистских фильма паранойя касается отдельно взятых политиков и спецслужб. Буфером выступают семья, коллеги, природа – что угодно. У борца с несправедливостью должна быть отдушина. В фильмах о писателях паранойя касается внутреннего мира персонажа, который постоянно вступает в конфликт с внешним. В фильмах Поланского паранойя касается всего. Нельзя доверять ни самому себе, ни окружающим, не даже тому, что все происходит на самом деле, а не мерещится.
Все эти "Отвращения", "Жильцы", "Дети Розмари" и другие "Ножи в воде" абсурдны и реальны одновременно. Мы живем в странную эпоху, когда нас всех уверяют, что, с одной стороны, мир – это иллюзия, создаваемые нами и для нас виртуальные реальности, в которых не за что уцепиться, а с другой стороны, нас призывают наслаждаться выдуманными реальностями, призраками, и не искать ничего иного, истинного. Эту порочность чувствует Поланский, он строит свои конфликты именно на ней. Его герои отказываются принять сказку и начинают бесстрашные поиски, а после – о, ужас! – очертания мира становятся все более зыбкими, мироздание обнаруживает свой скелет, бытие приоткрывается человеку – и ищущий погибает. Поланский любит заканчивать фильм смертью главного героя, осмелившегося всмотреться в купину. В этом богоборчестве, инфернальности его творчества скрывается причина его притягательности для зрителей на протяжении уже нескольких десятилетий. Поланский чувствует себя Прометеем, несущим людям огонь истины о том, что все на свете ложь, и враги человеку близкие его, и что он умрет, если посмеет рассмотреть неприглядность правды. Человечество ныне состоит не из олимпийцев, поэтому приковать Прометея за его свободолюбие толком не получается, и он снова будоражит своими страшными сказками, неполиткорректностью и намеками. Намек в виде "Призрака" награжден "Серебряным медведем" в Берлине. Мы согласны бояться и подозревать всех и каждого, раз Поланский умудряется заставить нас делать это с таким талантом и вкусом.
Обозреватель Сергей Сычев