Тактические бои за никель
Конфликт акционеров "Норильского никеля" постепенно превращает информационное пространство в минное поле с огромным количеством противоречивой и туманной информации
Москва. 9 августа. FINMARKET.RU - Конфликт акционеров "Норильского никеля" постепенно превращает информационное пространство в минное поле, где заинтересованный наблюдатель постоянно рискует составить ложную картину мира. Им, заинтересованным наблюдателям, остается только посочувствовать - переварить такое количество противоречивой и туманной информации, сделав при этом сколько-нибудь разумные выводы, мягко говоря, непросто.
Все покупают, никто не продает
Прошедшее в июне собрание акционеров "Норникеля" серьезно изменило расстановку сил в совете директоров, договоренности о составе которого были краеугольным камнем соглашения об урегулировании противоречий между основными совладельцами компании - "Интерросом" и "РусАлом" - от 2008 года. По итогам собрания акционеров в совет директоров, состоящий из 13 человек, вошли 3 представителя "РусАла" вместо 4 в прежнем составе совета. Кроме того, место в совете неожиданно потерял его председатель Александр Волошин, голоса за которого по договоренности со своим крупнейшим кредитором - Внешэкономбанком - также отдавал "РусАл". "Интеррос" представительство в совете не изменил (4 человека), зато менеджмент резко увеличил - с 1 до 3. Возглавил совет Василий Титов, первый зампред правления ВТБ - крупного кредитора "Интерроса".
"РусАл" обвинил менеджмент "Норникеля" в нарушениях при голосовании. Менеджмент эти обвинения отверг. "РусАл" потребовал созыва внеочередного собрания акционеров, чтобы переизбрать совет. "Интеррос" дал понять, что шансов на это нет - ведь чтобы голосовать за новый совет, нужно прекратить полномочия старого. В общем, сложилась ситуация, которая в английском языке называется пугающим словом deadlock. Эти медведи попытались жить в одной берлоге, но, проснувшись после недолгой спячки, поняли, что по-прежнему испытывают друг к другу острую неприязнь.
Накал страстей вокруг одного из крупнейших предприятий страны и риторика взаимных обвинений были столь сильны, что даже Кремлю пришлось сказать свое слово.
Вот в двух словах суть недавних высказываний кремлевского источника: конфликт должен быть разрешен, выходом мог бы быть выкуп пакета у одной из враждующих сторон третьей стороной, но не государством и ни в коем случае не госкорпорацией "Ростехнологии", на которую все уж было начали показывать пальцем.
"Норникель", чей менеджмент нещадно критикуем "РусАлом" и, напротив, активно поддерживаем "Интерросом", сразу заявил, что ему интересно участие в выкупе своих акций у алюминиевого гиганта. "Если будет идея создания пула инвесторов (для выкупа акций), будем рассматривать возможность активного содействия", - сказал журналистам в четверг гендиректор "Норникеля" Владимир Стржалковский. Правда, добавил, что компания пока ничего не делает в этом направлении. "Интеррос" и раньше не скрывал, что заинтересован в увеличении своего пакета. Здесь консенсус налицо, но полного непротивления сторон, продуктом которого, как известно, является согласие, нет и в помине: "РусАл" свой пакет продавать не намерен. Более того, и "РусАл" заявил, что готов купить пакет "Интерроса" в "Норникеле" вместе с партнерами. А "Интеррос" его, разумеется, тоже не продает. И так далее - до бесконечности.
С кем вы, банкиры?
В пятницу Financial Times написала, что ряд иностранных банков отказались от участия в синдикации кредита для "Интерроса" на $1 млрд из-за разгоревшегося конфликта вокруг "Норникеля". "Они не хотят оказаться посреди схватки больших парней", - так прокомментировал это один из источников издания.
В перечисленных в статье банках "Интерфаксу" в пятницу не удалось получить ни подтверждения, ни опровержения этой информации. "Интеррос" ее отрицает полностью - по словам управляющего директора холдинга Андрея Бугрова, не было даже самого факта обращения к банкам за синдикацией кредита. С погашением очередного транша кредита ВТБ, для которого, по информации FT, этот синдикат и собирался, "Интеррос" может справиться самостоятельно, утверждает Бугров.
Вечером в пятницу совсем иначе на вопрос привлечения финансирования "Интерросом" взглянул аналитический ресурс RUXX index, распространивший через систему раскрытия MarketWire довольно странное по формату сообщение (больше похожее на заметку информагентства, чем на записку аналитиков). В нем говорится, что "Интеррос" договорился об открытии кредитной линии со Сбербанком и ВТБ. Сумма - от $2 млрд, цель - выкуп акций у "РусАла".
В "Интерросе" и Сбербанке эту информацию не комментируют, в ВТБ - опровергают.
Впрочем, как бы то ни было, привлечение финансирования - вопрос не самый главный. Кредит, в конце концов, может привлечь кто угодно - менеджмент (есть же масса примеров management buyout!), госкорпорация, частный инвестфонд. Что-то подсказывает - исход войны за никель предрешится не в тиши банковских кабинетов.