Два года спустя

Южная Осетия и Абхазия видят отношения с Грузией только как между независимыми государствами. В Тбилиси заявили, что Грузия никогда не признает их независимость

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 августа. INTERFAX.RU – Президенты Абхазии и Южной Осетии Сергей Багапш и Эдуард Кокойты заявили о том, что никаких отношений, кроме межгосударственных, между их республиками и Грузией быть не может.

"Никакого союза - ни конфедерации, ни федерации - с Грузией быть не может", - заявил "Интерфаксу" Кокойты. Он подчеркнул, что "отношения могут быть только межгосударственными". "В ближайшее время независимость Южной Осетии, я надеюсь, должен признать ряд стран Латинской Америки, Африки и несколько государств арабского мира", - отметил Кокойты.

В свою очередь Багапш заявил: "С нынешним руководством Грузии никаких контактов быть не может. Саакашвили - военный преступник, и с ним должен разбираться международный трибунал за преступления в Южной Осетии". "Отношения между Абхазией и Грузией могут быть только отношениями между двумя независимыми государствами и только после того, как Грузия признает независимость Абхазии", - подчеркнул он. "До признания Грузией независимости Абхазии никаких разговоров быть не может", - сказал Багапш.

Между тем, министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили подтвердил решимость официального Тбилиси никогда и ни при каких обстоятельствах не признавать независимости Абхазии и Южной Осетии, которые Тбилиси рассматривает как оккупированные регионы. "Мы можем говорить с осетинами и абхазами обо всех вопросах, включая политическое устройство Абхазии и Южной Осетии лишь после деоккупации этих регионов, вывода оттуда всех российских баз и оккупационных войск, причем говорить напрямую, без посредничества русских", - сказал он в воскресенье в интервью "Интерфаксу".

По его словам, "российская военная агрессия" в августе 2008 года нанесла грузинскому государству серьезный урон, но Грузия, как независимая страна, "выжила, перетерпела войну и сейчас успешно продолжает экономическое и демократическое строительство". Госминистр считает, что угроза нового "российского военного вторжения" по-прежнему существует, но ее степень сегодня гораздо ниже, чем два года назад.

Якобашвили прокомментировал и ход Женевских переговоров по стабильности и безопасности на Кавказе, в которых принимают участие грузинская, абхазская и югоосетинская стороны при посредничестве России, США, ООН и Евросоюза. Грузинский министр назвал "абсолютно неприемлемым для нас требование Москвы подписать договор о неприменении силы между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали". "На подписание такого договора, фактически означающего признание нами сепаратистских режимов, мы не пойдем, но Женевский процесс должен быть продолжен", - сказал он.

Однако глава комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев считает, что процесс построения в Абхазии и Южной Осетии самостоятельных, независимых государств абсолютно необратим. "За те два года, которые прошли после военной агрессии Грузии в отношении Южной Осетии, мы все видим, что независимость Абхазии и Южной Осетии все больше обретает реальное наполнение, и этот процесс абсолютно необратим", - сказал он "Интерфаксу".

Косачев добавил, что обе эти республики за два года прошли важный путь - "от международного признания их независимости, пусть пока и далеко не широким кругом стран, до становления необходимой атрибутики государственности". Он отметил, что эта атрибутика включает в себя три главных составляющих - формирование конституционно-правовой базы обоих государств, триады власти - президент, парламент и судебная система и развития социально-экономической сферы.

"Это очень серьезный путь, хотя, конечно, он далек от завершения, и главным препятствием для этого являются непрекращающиеся попытки официального Тбилиси не просто поставить под сомнение юридический статус обеих республик, но и создать реальные препятствия для них через попытки блокады их экономического сотрудничества с третьими странами, а также через сохранение военного напряжения по линии границ с Грузией", - подчеркнул Косачев.

Он отметил, что, хотя Женевские переговоры с участием представителей Грузии, Абхазии, Южной Осетии, а также международных посредников до сих пор не дали существенных результатов, этот механизм необходимо использовать далее. "Главное, что должно быть достигнуто в ходе этих переговоров, - это подписание соглашений тремя сторонами о неприменении силы, и, хотя переговоры проходят очень трудно, именно этот механизм является реальным для достижения согласия, его провал был бы значительно хуже даже нынешнего вялотекущего процесса переговоров в Женеве", - убежден Косачев.

Новости