Эдуард Кокойты: Трагедия которая произошла в Южной Осетии в августе 2008 года никогда не забудется.
Президент Южной Осетии рассказал в о ходе восстановления республики, возникающих проблемах, а также о нарастании милитаризации Грузии
Москва. 7 августа. INTERFAX.RU - В канун второй годовщины агрессии Грузии против Южной Осетии президент Эдуард Кокойты рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" о ходе восстановления республики, возникающих проблемах, а также о нарастании милитаризации Грузии и подтвердил, что не намерен баллотироваться на очередной президентский срок.
- Как в Республике отметят двухлетие со дня нападения Грузии?
- Обычно говорят, что время все лечит. Но я думаю, что трагедия, которая произошла в Южной Осетии в августе 2008 года, никогда не забудется. Сейчас готовятся траурные мероприятия к 7-8 августа. Для нас август после 2008 года вызывает двоякие чувства. Это - чувства горести, трагедии пятидневной воны, которая унесла много жизней граждан РЮО и РФ. В то же время это - чувства радости, что наш народ при поддержке России одержал победу и 26 августа у нас отмечается День признания Россией независимости Южной Осетии. Чтобы увековечить память, мы объявили конкурс на создание Мемориала защитникам РЮО, российским солдатам и офицерам, всем тем, кто отстаивал независимость.
- Не скажется ли проходящий в Республике процесс сокращения вооруженных сил на безопасности?
- Если еще два года назад перед нами стояла первоочередная задача по обеспечению обороноспособности государства, защиты граждан, то сегодня народ живет мирной жизнью и каждый думает о созидании, строительстве. Я понимаю, что сокращение в вооруженных силах - очень болезненный вопрос, но он никак не отразится на обороноспособности Республики. Для этого прорабатывается определенная доктрина, вносятся коррективы в процесс подготовки военнослужащих.
На сегодняшний день Южной Осетии нужны рабочие, строители. Мы будем создавать условия по обеспечению рабочими местами тех людей, которые будут уволены. Выбрасывать сегодня на улицу более 4 тысяч людей мы не собираемся. У нас в вооруженных силах служат достойные люди, патриоты своей страны. Буквально на днях был представлен новый министр обороны Республики. У нас очень серьезные намерения, мы будем поддерживать наших защитников Отечества, для этого мы уже выделили специальные средства.
- Недавно Михаил Саакашвили вновь призвал "деоккупировать" Грузию. Считаете ли Вы возможным повторение агрессии?
- Страны, вооружавшие Грузию, в первую очередь США, страны НАТО, не сделали соответствующих выводов из итогов августовских событий. Грузию сегодня вновь вооружают, ее военный потенциал выше, чем до августа 2008 года. Это настораживает. Но сегодня нужно забыть о своих реваншистских настроениях. Хочу заявить, что мы не держим зла на грузинский народ. Он сам сильно пострадал от кровавого режима Саакашвили. Нам нужно думать о восстановлении наших добрососедских отношений, выстраивании межгосударственных отношений на равноправной основе. Чем быстрее в Грузии придут к такой позиции, тем лучше будет для самой Грузии и в целом для Кавказского региона.
Мне Грузия сегодня напоминает ту же Колумбию. Я недавно посещал Латинскую Америку и видел это. Очаг напряженности на Кавказе создает Грузия, очаг напряженности для Латинской Америки создает Колумбия. В обоих случаях речь идет об интересах США.
- Как бы Вы оценили процесс восстановления страны?
- Восстановление республики продолжается, несмотря на то, что были причины препятствующие этому. Хочу заверить, что на сегодняшний день найдены пути более эффективного использования помощи, которую РФ оказывает РЮО. В целом строительство в республике не встало, оно продвигается и надеюсь, что в течение месяца процесс восстановления наберет обороты. Все дома безусловно будут построены. Мы также выделяем из бюджета Республики дополнительные средства.
Проблемы были. Сейчас ряд руководителей, в том числе и Исмагиль Каримов, который возглавлял ГУП "Дирекцию по реализации приоритетных национальных проектов РЮО", находится в розыске и дает пресс-конференции в России. Он боится приехать в Южную Осетию и ответить людям, куда он дел средства, почему он нарушил имеющееся положение и начал строить дома, которые не входили в комплексный план по восстановлению Южной Осетии. Есть вопросы и нашему госкомитету по восстановлению. Несмотря на возникающие проблемы, процесс восстановления мы закончим. Сегодня готовы более 110 домов, более 180 домов - на стадии сдачи. Есть большие проблемы с коммуникациями, поскольку прошел год, а "Южная дирекция по реализации программ и проектов" при Минрегионе РФ еще ничего не сделала. Сейчас идет только их планирование. Эти коммуникации не восстанавливались с 1957 года. И в ходе боевых действий они были серьезно повреждены. Уже год как мы не можем их восстановить и подключить к ним новые дома. За первые четыре месяца начала восстановительных работ в Южной Осетии именно наши структуры сэкономили 1млрд. 586 млн. рублей не подписав те сметы, которые прошли уже согласование по всем российским структурам и МВК, в том числе и федеральном центре ценообразований. Мы очень ответственно подходим к той помощи, которую нам оказывает РФ. И я еще раз заявлю, что Россия нам ничем не обязана.
- Какие вопросы решались в ходе визита в Южную Осетию первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова?
- Президент и председатель правительства РФ держат на особом контроле вопросы восстановления Южной Осетии. Есть обстоятельства и посреднические структуры, которые мешали эффективному восстановлению республики, в том числе созданная почти год назад Южная дирекция. Больше года эти структуры тормозили процессы восстановления. Мы никак не ощущаем работу Южной дирекции. В этом отношении был принципиальный разговор о чиновниках, которые не справились с поставленными пред ними правительством РФ задачами.
На сегодняшний день прорабатывается новая форма сотрудничества, которая будет более прозрачной, мобильной и эффективной. Сотрудничать мы будем напрямую, без посреднических структур, которые явно мешали процессу восстановления. Им дадут соответствующую оценку и в России и в Южной Осетии. Однако дело в том, что процесс экономического возрождения не продвигается. Уходит драгоценное время. В первую очередь нужно думать о тех людях, ради которых все это делается.
Экономический блок в правительстве Республики, в том числе все приглашенные специалисты, практически провалили свою работу. Мы будем избавляться от таких специалистов, независимо от того, приглашенные они или нет. Я уже принял принципиальные решения. Сейчас идет поиск хорошего специалиста по линии Министерства экономики. И мы будем искать возможности, чтобы подключить более квалифицированнее кадры для развития экономики Южной Осетии.
Во время визита делегации во главе с Игорем Шуваловым было отмечено, что сегодняшняя Южная Осетия уже не та, что была в 2008 году. С приходом Вадима Бровцева (премьер-министр РЮО) и ряда других энергичных и эффективных руководителей, мы сами можем решать те проблемы, которые не решались два года назад. Потенциалу нас есть, а та помощь, которую оказывает Россия, достаточна, чтобы развивать экономику.
- Каковы основные итоги Вашей поездки в Никарагуа и Венесуэлу, возможно ли признание Южной Осетии другими странами Латинской Америки?
- Для нашего молодого государства этот визит - это историческое событие. Он еще более поднял международный авторитет Южной Осетии. В целом визит был успешным и полезным, однако он был первым и он носил больше ознакомительный характер. В ближайшее время ожидаем ответного визита руководителей этих государств. Мы должны получше узнать друг друга и подписывать соглашения не просто ради того, чтобы что-то подписать. Соглашения должны приносить конкретную пользу сторонам. А те необходимые межгосударственные документы, которые будут способствовать этому процессу, уже подписаны, в том числе о безвизовом режиме.
В то же время мы провели консультации с представителями ряда других государств, которые серьезно рассматривают вопрос признания РЮО. Это некоторые страны, Африки, Азии и Южной Америки. В целом процесс признания Республики Южная Осетия - необратимый процесс.
- Намерены ли Вы продолжить политическую деятельность после истечения срока президентских полномочий?
Есть конституция, я не собираюсь ее менять, и не намерен баллотироваться на третий срок. Но я намерен продолжить свою политическую деятельность. Я поклялся служить своему народу. Я не собираюсь уходить и быть в стороне, когда перед республикой стоят серьезные проблемы. До президентских выборов остается год. Это немалый срок и для меня остаются еще важные задачи, которые нужно решить, чтобы новому конституционно и законно избранному президенту было легче работать.