Авария на "Распадской" - 12 недель спустя
Одна из самых масштабных по объему подземных разрушений аварий в истории России произошла на шахте "Распадская" 12 недель назад. Экспертам еще предстоит разобраться, что же произошло
Москва. 28 июля. FINMARKET.RU - В ночь на 9 мая на шахте "Распадская" в Кемеровской области произошла одна из самых масштабных по объему подземных разрушений аварий в истории России. Спустя 3 месяца после трагедии на шахте продолжаются работы по локализации пожаров, а эксперты так и не могут понять, что же произошло.
Два взрыва, последовавшие с интервалом в несколько часов, унесли жизни как минимум 67 человек. Еще 23 по сей день числятся пропавшими без вести.
В ближайшее время будет окончательно сформирована рабочая группа из российских и зарубежных экспертов по горному делу, которые поучаствуют в создании проекта восстановления шахты.
На прошлой неделе внешние специалисты провели серию консультаций по оперативной обстановке на шахте. В них приняли участие представители Ростехнадзора, горно-спасательных служб, менеджмента компании, властей Кузбасса, компаний Bucyrus International (производитель горнопроходческой техники, США), IMC Group Consulting Ltd и IEEC Mining (подразделения британо-германского консорциума IMC Montan, оказывающие консалтинговые услуги горнодобывающим компаниям), специалисты шахты им. Засядько и компании "Экометан" (Украина).
Шахта "Распадская" - крупнейшая в России, и аварий, сопоставимых с произошедшей по объему подлежащих восстановлению горных выработок в абсолютных величинах прежде не было, указывает директор горного департамента компании IMC Montan Сергей Никишичев. "Но когда работа шахты будет полностью восстановлена, относительные показатели по объемам инвестиций, скорее всего, не будут чем-то из ряда вон выходящим", - полагает эксперт.
Судя по представленным в Междуреченске данным, к настоящему времени большая часть мероприятий по локализации пожара на "Распадской" выполнена, отмечают в IMC Montan - а значит, в ближайшее время может быть начата откачка воды. На это может уйти месяц, а то и больше - откачать предстоит почти 2 млн. кубометров, причем при постоянном мониторинге воздуха в шахте.
Недоработка или переработка?
До тех пор, пока эта работа не будет завершена, о причинах аварии можно строить лишь предположения. Судя по заявлениям главы Ростехнадзора Николая Кутьина, ведомство подготовило промежуточный акт технического расследования, однако окончательное заключение может быть вынесено только после осмотра места аварии. Впрочем, одна из возможных причин - недоработки организации - прозвучала уже на этом этапе.
По мнению ряда ученых из Московского государственного горного университета, первый взрыв, скорее всего, стал результатом вспышки метано-пылевоздушной смеси в лаве. Как отмечает профессор МГГУ, завкафедрой аэрологии и охраны труда Нина Каледина, при высокопроизводительной выемке угля (а в этом отношении "Распадская" была вне конкуренции) и его транспортировке на ленте конвейера выделяется повышенное количество угольной пыли и метана. Чтобы такая смесь вспыхнула даже при малой концентрации метана, достаточно случайной искры, указывает доктор технических наук, советник завкафедрой взрывного дела МГГУ Борис Кутузов.
В то же время, принципиально горно-геологические условия на юге Кузбасса - в отличие от, например, большинства шахт, расположенных на севере Кузбасса, в Воркуте, на Дальнем Востоке или в Караганде, - допускают применение мощной производительной техники, напоминает С.Никишичев.
Проектная документация высокопроизводительных шахт, в том числе и "Распадской", прошла все необходимые согласования, причем отнюдь не вчера - это подтверждается практикой работы многих предприятий.
"И предельно допустимая, и оптимальная нагрузки на забой определяются целым комплексом параметров, - объясняет эксперт. - При определении оптимальной нагрузки учитываются все узкие места - не только производительность оборудования, но и горно-геологические факторы - устойчивость кровли, водопритоки, газоносность угля, ограничения, накладываемые шахтной инфраструктурой, внешняя логистика и маркетинг. На "Распадской" все эти факторы высокопроизводительной добыче не препятствовали".
Время перемен
Авария на "Распадской" произошла в ночь на 9 мая 2010 года. Набор поправок в законодательство, вводящий понятие дегазации шахт, внесенный в Госдуму за два года до этого, прошел первое чтение спустя 12 дней после трагедии. В конце июля поправки в законы "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и "О недрах" были утверждены президентом.
По мнению директора горного департамента IMC Montan, случившееся на "Распадской" - самой, как бы то ни было, передовой шахте страны - заставляет в принципе пересмотреть взгляды на работу горнодобывающих предприятий России, и особенно Кузбасса. Тем более что о необходимости изменения подхода к вопросам дегазации и вентиляции шахт активно заговорили еще за несколько лет до аварии на шахте "Ульяновская", которая в 2007 году унесла жизни 110 человек.
"Все знают и понимают, что существующая нормативная база крайне устарела, - говорит С.Никишичев. - Прогресс отразился на оборудовании и мощности шахт, а нормативная документация осталась та же, что и была. Конечно, единственно верного для всех универсального решения не существует, каждое горное предприятие особенное, но общую методику, безусловно, необходимо усовершенствовать. И первый шаг уже сделан - это поправки к законодательству о недрах. На самом деле, сейчас на примере шахты "Распадская" мы имеем хорошую возможность всем миром - в буквальном смысле этого выражения - подумать над тем, как лучше и эффективнее осуществлять дегазацию и вентиляцию, рассчитывать нагрузки на забои".
Для этого же необходимо, чтобы законодательство было подкреплено соответствующей нормативной базой - действующие сегодня методики, по признанию экспертов, разрабатывались для нагрузок в десятки раз меньших, чем нынешние. Зависимости газовыделения невозможно прописать в законе и нельзя придумать единый рецепт для всех шахт разом, но эти зависимости можно исследовать и на их основе разработать новые нормы вентиляции и дегазации взамен устаревших, говорит Н.Каледина из МГГУ. "Для опасных по газу рудников, например, правилами безопасности предусмотрены специальные мероприятия "газового режима" как обязательная составная часть проекта, - поясняет завкафедрой аэрологии и охраны труда. - Эти мероприятия разрабатываются для конкретных условий и планируемой производительности добычи. Причем для каждого месторождения нормативы свои, региональные. Так же должно быть и для угольных шахт, но необходимые исследования характеристик угольных пластов давно прекращены. На это ни у нынешних владельцев шахт, ни у государства нет средств".
Инвесторы в ожидании
По предварительным оценкам самой "Распадской", на восстановление производственной деятельности шахты потребуется около 8,6 млрд рублей. Чтобы вернуться к доаварийным объемам добычи, потребуется более года, хотя функционировать шахта может начать гораздо раньше - пусть и не с полной нагрузкой. "Шахта - это комплексный механизм, - объясняет С.Никишичев. - Если очаги пожара надежно изолированы и система вентиляции восстановлена, то после утверждения соответствующей проектной документации предприятие может беспрепятственно возобновить добычу на неповрежденных блоках. В каких-то объемах - не 7-9 млн тонн в год, как раньше - но шахта начнет работать. При этом часть ее на какое-то время может остаться на консервации, так что нужно будет еще понять, насколько целесообразным - и безопасным - может быть возвращение на прежние уровни добычи".
Авария не привела к фатальному обрушению котировок "Распадской", 20% акций которой находятся в свободном обращении, однако инвестиционная привлекательность компании заметно снизилась - главным образом, из-за сохраняющейся неопределенности относительно сроков восстановления шахты, отмечает аналитик Альфа-банка Сергей Кривохижин. "Что же до других предприятий сектора, то сейчас логичнее предпочесть бумаги угольных компаний с большей долей открытой добычи, - говорит С.Кривохижин. - Мы сейчас предпочитаем "Мечел". По ряду причин он выглядит привлекательнее "Распадской". К слову, и доля добычи на разрезах у него приличная".
По оценке аналитиков "Уралсиб Кэпитал", справедливая цена акций "Распадской" после аварии снизилась на 28% - с $9,6 до $6,9. "На остальных предприятиях сектора авария практически не отразилась, - отмечает аналитик инвесткомпании Николай Сосновский. - "Мечел", например, добывает другие марки углей, а "Белон", хоть и добывает практически те же марки, работает практически полностью на свою материнскую компанию ММК, и для него ни цены, ни объемы производства не будут сильно корректироваться. Кроме того, госорганы пристально следят за ценами, что не дает угольщикам возможности сильно поднимать цены на фоне нехватки жирных марок углей".
В то же время, несмотря на всю значимость флагманской шахты для "Распадской угольной компании", у нее остается еще три добывающих предприятия - одноименный разрез, шахты МУК-96 и купленная в апреле этого года у Evraz Group "Коксовая", - плюс строящаяся шахта "Распадская Коксовая". На двух последних добываются угли еще более ценных и дефицитных марок (К и КО против ГЖ на основной шахте), так что компания в целом постарается восстановить свои финансовые показатели до того, как основная шахта (на ее долю до аварии приходилось около 70% совокупной добычи) выйдет на прежние уровни производства, полагает С.Никишичев. "То, что угли другие, важно потребителям - инвесторам же важны денежные потоки", - констатирует он.
В Альфа-банке потери "Распадской" в добыче по причине аварии оценивают в 4,3 млн тонн рядового угля (или 3 млн тонн концентрата) в этом году и 4,5 млн тонн в следующем. По итогам 2009 года компания реализовала 7,7 тонн концентрата при объеме добычи в 10,6 млн тонн рядового угля. Согласно отчетам компании, во II квартале текущего года добыча сократилась относительно уровня января-марта на 42%, до 1,75 млн тонн, в результате чего в целом за полугодие объем добычи составил 4,8 млн тонн (за "кризисные" январь-июнь 2009 года - 4,2 млн тонн).
В "Уралсиб Кэпитал" полагают, что по итогам 2010 года компания выйдет на показатель EBITDA в $477 млн (в 2009 году - $255 млн, в 2008 - $871 млн), а в 2011-м - на $1020 млн. Новые прогнозы ниже сделанных до аварии на 33% и 7% соответственно. В обновленные прогнозы заложен более высокий уровень цен, отмечает Н.Сосновский, что делает разницу не такой существенной.
"Сама компания прогнозирует, что в 2010 году она продаст около 600 тыс. тонн угля с "Коксовой", - говорит аналитик "Уралсиб Кэпитал", - причем пока идут продажи сырого угля, а не концентрата. Эти 0,6 млн тонн по цене в $60 за тонну - около половины от цены концентрата - и себестоимости в $20 за тонну могут дать компании около $25 млн EBITDA дополнительно. Кроме того, компания уже заказала дополнительное оборудование для разреза Распадский, что поможет в конце этого - начале следующего года нарастить на нем добычу".
В середине июля "Распадская" сообщала, что за II квартал объем реализации рядового угля марок К и КО с "Коксовой" составил 21 тыс. тонн.