Петер Семнеби: Тот факт, что и Косово, и Южная Осетия с Абхазией провозгласили независимость, еще не делает их одинаковыми
Спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Петер Семнеби рассказал о влиянии косовского вопроса на ситуацию вокруг Южной Осетии и Абхазии
Москва. 26 июля. INTERFAX.RU – О влиянии косовского вопроса на ситуацию вокруг Южной Осетии и Абхазии, перспективах женевских консультаций по безопасности в Закавказье и нагорно-карабахского урегулирования в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Петер Семнеби.
- На прошлой неделе Международный суд ООн принял решение, фактически признающее законным провозглашение независимости Косово. Как этот вердикт может отразиться на ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии?
- Я бы не хотел слишком вдаваться в эту тему. Факт в том, что суд принял решение по одному отдельному вопросу – было ли принятие декларации о независимости Косово нарушением международного права, есть и в международном праве запрет на принятие таких деклараций. Но суд не рассматривал вопрос о том, было ли у Косово право на независимость, не рассматривал правовое применение декларации. Много, я бы сказал, большинство вопросов, связанных с Косово, не обсуждалось. Поэтому, я думаю, практическое влияние на другие похожие ситуации если и будет, то совсем незначительным. Это разные ситуации, хотя они часто сравниваются. То, что и в одном, и в другом случае (и в Косово, и в Абхазии с Южной Осетией - ИФ) было объявление независимости, еще не делает их одинаковыми.
- На днях в Женеве состоится очередной раунд консультации по безопасности в Закавказье. Многие уже давно говорят о неэффективности данного формата. А что по этому поводу думаете Вы?
- Каждая встреча не обходится без трудностей, и я уверен, что трудности будут и впредь. Но переговоры продолжаются, и важно, что есть площадка, на которой собираются все заинтересованные стороны. Я ожидаю, что женевские консультации будут продолжаться. Они уже принесли результаты – у нас есть действующий механизм по предотвращению и реагированию на инциденты в случае с Абазией. И очень важно, что есть формат, в котором обсуждаются самые насущные проблемы региона.
- Абхазия, Южная Осетия и Россия уже давно выступают за подписание соглашений о неприменении силы между Тбилиси, Цхинвали и Сухуми. В то же время Грузия пока отказывается это делать, и в этом ее поддерживают США. А какова в этом вопросе позиция ЕС?
- Я бы не хотел это сейчас комментировать, так как это один из вопросов, которые обсуждаются на женевских консультациях, и я не хотел бы говорить об этом в преддверии очередной встречи.
- Недавно Грузия объявила 25 июля "днем советской оккупации". Какова реакция Евросоюза на введение подобных дат?
- Действительно, есть сложные вопросы истории, которые нужно признать. Но что касается именно этой ситуации, то я не могу прокомментировать ее конкретнее. В течение последних десятилетий происходило много трагедий, было много несправедливости, многие люди стали жертвами. Я бы не хотел навешивать ярлыки, но мне кажется важным не забывать трудные страницы истории.
- На прошлой неделе вы посетили Абхазию. Каковы перспективы сотрудничества Абхазии и ЕС? Какие сферы и проекты могли бы стать приоритетными?
- Многое уже сделано в плане гуманитарной помощи, и сотрудничество в этой сфере, конечно же, продолжится. Что-то можно сделать по линии образовательных программ. Можно обсудить и вопросы транспорта: есть потенциал для восстановления разрушенных войной транспортных артерий. Еще одна многообещающая область сотрудничества – борьба с преступностью и контрабандой. Это все вопросы, которые должны решаться вне зависимости от политических разногласий, это в интересах всех. Так что есть много областей, в которых можно сотрудничать.
- А каково Ваше видение перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Что нужно для решения проблемы? Может, все-таки референдум о статусе?
- Какое-либо голосование по статусу Нагорного Карабаха может произойти только после долгого процесса. Сейчас необходимо договориться о принципах того, как должен развиваться этот процесс (урегулирования - ИФ), чтобы создать гарантии для всех сторон. Эти принципы были уже дважды довольно детально озвучены на высшем уровне сопредседателями Минской группы. Я думаю, это отличная база для урегулирования, и Европейский союз призывает обе стороны (Азербайджан и Армению - ИФ) ее придерживаться.
- Насколько, по Вашему мнению, эффективна деятельность минской группы ОБСЕ, посредничающей в переговорах по Нагорному Карабаху? Может, стоило бы сменить формат?
- ЕС по-прежнему поддерживает деятельность Минской группы. Думаю, международному сообществу важно показать Армении и Азербайджану, что мы ожидаем от них продолжения переговоров в духе доброй воли, чтобы урегулировать данный конфликт. У нас уже есть некоторые очертания того, что, по моему мнению, могло бы стать жизнеспособным решением проблемы. Теперь надо лишь убедить стороны принять эти принципы.
- Насколько допустима увязка между нормализацией отношений Армении и Турции с решением нагорно-карабахского вопроса?
- Формальной увязки между этими процессами нет. В то же время нельзя отрицать, что что бы ни происходило в одном из этих процессов влияет на атмосферу доверия, и это надо принимать во внимание.
- Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон некоторое время назад высказала мнение, что ваш пост – спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу – может быть упразднен по истечению срока действия Вашего нынешнего мандата. Принято ли уже какое-либо решение по этому поводу?
- Я рассчитываю, что мой нынешние полномочия, истекающие в конце августа, будут продлены. Я также ожидаю, что в течение срока действия моего следующего мандата страны ЕС обсудят, в каком формате мы должны быть представлены на Южном Кавказе, как мы будем содействовать решению конфликтов, как максимально обеспечить защиту наших стратегических интересов в регионе. Сейчас мы создаем новую внешнеполитическую структуру Евросоюза, по моим данным региональным вопросам в ней будет уделено значительное внимание.