"Мечел" – от изгоя до примера для подражания

Российские металлурги получили нагоняй. Тем, кто продолжает практику трансфертного ценообразования и нарушения антимонопольного законодательства, премьер-министр Владимир Путин пригрозил жесткими мерами

Фото: ИТАР-ТАСС

Челябинск/Москва. 26 июля. FINMARKET.RU - Владельцам акций "Мечела", наблюдавшим в июле позапрошлого года за стремительным падением капитализации компании после резкой критики премьер-министра Владимира Путина, ничего не оставалось, кроме как пофилософствовать о роли личности в истории.

Спустя два года традиционное совещание вновь дает инвесторам "Мечела" пищу для размышлений, но на сей раз - для размышлений приятных. А вот некоторым коллегам Игоря Зюзина по отрасли, подвергшимся жесткой атаке со стороны ФАС и потребителей и выслушавшим спокойные, но все же довольно строгие финальные реплики премьера, впору задуматься, не замаячит ли вскоре на их горизонте белый докторский халат.

А это Челябинск

На сей раз участников ежегодного металлургического совещания принимал Челябинск. В устоявшийся за несколько лет формат мероприятия были внесены инновационные нотки - первыми с премьером пообщались не сидящие в зале металлурги и чиновники, а работники нескольких предприятий из разных регионов страны, подключившиеся к совещанию при помощи видеосвязи.

Выступления с мест настраивали на благодушный лад - металлурги рассказывали В.Путину о достигнутых успехах, инвестициях в модернизацию и других приятных вещах, попутно благодаря правительство за неизменное внимание к отрасли. Вступительное слово премьера тоже не предвещало жесткого разговора. Поволноваться пришлось разве что властям Челябинска - явно неожиданно для них премьер раскритиковал состояние "дикого" городского пляжа.

Однако очень скоро выяснилось, что и металлургам на отраслевом совещании расслабиться не удастся. Слово взял глава ФАС Игорь Артемьев, и выступление его было жестким.

Безобразники

Чиновник заявил, что большинство металлургических и угольных компаний сохраняют практику трансфертного ценообразования. ФАС видит "целый ряд ситуаций безобразной, недопустимой практики по отношению к российскому потребителю".

"Продолжается трансфертное ценообразование, при продаже офшорным компаниям в 2-3 раза цена контрактов ниже, чем та, по которой продается российским потребителям", - сказал И.Артемьев, напомнив, что те же самые проблемы обсуждались два года назад на аналогичном совещании.

"Мечел" после публичной экзекуции двухлетней давности сделал нужные выводы - у этой компании ФАС признаков трансфертного ценообразования не усматривает.

"В течение 2-3 недель мы планируем завершить некоторые дела, может быть, откроем новые. Помимо "Мечела", можем также сказать добрые слова в адрес "Северстали", - заявил глава ФАС.

Всего, по словам И.Артемьева, у шести компаний черной металлургии есть признаки дискриминационного поведения на внутреннем рынке или трансфертного ценообразования. До окончания расследования глава ФАС отказался огласить список подозреваемых. Впрочем, методом исключения это и так несложно сделать.

Для борьбы с трансфертными ценами ФАС предлагает создать в России биржу металлов, заявил руководитель антимонопольного ведомства. "У нас нет своей биржи металлов. И как мы создали Товарно-сырьевую биржу в Санкт-Петербурге, где уже значительная часть нефтепродуктов торгуется, мы предлагаем подумать и о бирже металлов здесь в России, особенно в отношении экспортных контрактов, тогда было бы видно, что нет трансфертных цен", - сказал он.

Комментировать журналистам выступление главы ФАС после окончания совещания металлурги не стали. Однако один из них - крупный акционер Evraz Group Александр Абрамов - в личной беседе с Игорем Артемьевым, свидетелями которой стали представители СМИ, был весьма эмоционален.

Суровое слово потребителя

От главы "Транснефти" Николая Токарева металлурги вряд ли ждали россыпи комплиментов. Их интересы исторически прямо противоположны - "Траснефти" нужно подешевле купить трубы, металлургам - подороже продать материалы для их производства. Однако на совещании в Челябинске глава "Транснефти" не ограничился дружеской критикой, а представил целый развернутый план - как дисциплинировать металлургов и заставить их работать в интересах внутреннего рынка.

По данным Минпромторга, которые привел Н.Токарев, еще в 2009 году на внутреннем рынке штрипса для производства труб большого диаметра был выявлен дефицит в количестве 325 тыс. тонн. "И вынужден констатировать, что он не был восполнен и сохраняется в настоящее время. На сегодняшний день только 48% потребности в трубном листе покрывается российскими производителями, 52% обеспечивают импортные поставщики. Дефицит на внутреннем рынке создает условия для нестабильности цен, зависимости от цен на внешних рынках и препятствует переходу на долгосрочные контракты. Трубники закупают лист только по квартальным соглашениям. При осуществлении поставок на внутренний рынок используется механизм ценообразования, ориентированный на внешний рынок. Считаю, что было бы вполне уместно дать поручение ФАС разобраться со структурой себестоимости штрипса на наших металлургических предприятиях", - сказал глава "Транснефти".

Учитывая высокую волатильность цен на лист на зарубежных сырьевых рынках, цены на лист для ТБД "остаются нестабильными", заметил Н.Токарев. "Указанные причины приводят к невозможности заключения долгосрочных контрактов", - добавил он.

"По итогам первого полугодия 2010 года более 50% труб, отгруженных для "Газпрома", изготовлены из импортного листа. Для разрешения указанной ситуации "Газпром" направил в Минэкономразвития предложение, предусматривающее введение ограничительных пошлин на экспорт железорудного сырья, коксующихся углей и металлолома", - рассказал глава "Транснефти".

"По нашему мнению, российские металлургические компании должны ориентироваться на внутреннее потребление и не переносить тенденции на внешних сырьевых рынках на взаимоотношения с потребителями в России", - заявил он.

Пока же работа трубников на внутренний рынок крупных потребителей не совсем устраивает.

"В 2010 году имелись серьезные срывы в поставке трубы. По отдельным контрактам, заключенным "Транснефтью", имеются срывы в сроках поставки до 90 дней. На сегодняшний день со стороны производителей трубной продукции не поставлено или отказано в изготовлении трубы общим объемом в 117 тыс. тонн, или 13% от плановых поставок", - заявил глава компании.

Срыв сроков поставок трубы на объекты "Транснефти" привел к вынужденному простою подрядных строительных организаций и в конечном итоге создает угрозу несвоевременного вода строящихся объектов, подчеркнул он. "Из-за недопоставки трубы в контрактные сроки по состоянию на 20 июля сорвано строительство 270 км нефтепроводов. Исходя из сложившейся ситуации, компания вынуждена рассмотреть возможность приобретения трубы у зарубежных производителей и начала переговоры по этому поводу", - заявил глава "Транснефти".

Помимо срыва сроков поставок, со стороны трубников в этом году поступали предложения об индексации цен, сообщил Н.Токарев. "Это обуславливается ростом стоимости компонентов, производимых металлургами. В сложившейся ситуации мы предлагаем сделать рынок еще более открытым. По сути, у нас существует только 3 крупных трубных холдинга. По факту на трубном рынке игроков еще меньше, чем на рынке нефти и нефтепродуктов, - сказал глава "Транснефти". - Поэтому предлагается исключить всякого рода заградительные барьеры, в частности, пересмотреть импортные таможенные пошлины на поставки импортной трубной продукции в сторону снижения, а также пересмотреть квоты на трубную продукцию нефтегазового состава, поставляемую из Украины".

Эти шаги, по его мнению, "позволили бы обеспечить конкуренцию на трубном рынке и мотивировали бы отечественных металлургов более серьезно заняться своими внутренними издержками, делая производство более эффективным".

Ситуация с трубами, видимо, раздражает потребителей не на шутку - иначе вряд ли бы они стали выходить на премьерское совещание с целой серией жестких предложений.

"Металлургическая отрасль, имея льготное налоговое обременение, безболезненно перекладывает мировые ценовые конъюнктурные изменения на плечи своих потребителей. Возможность же перекладывания роста стоимости металлургической продукции на нефтепродукты на потребителей жестко пресекается контролирующими органами. Поэтому было бы справедливо по аналогии с нефтяным рынком посмотреть на возможность введения корректировки экспортных пошлин на большинство видов металлургической продукции, кокс, сталь, руду и прочее, насыщая тем самым в должном объеме внутренний рынок", - сказал глава "Транснефти".

"Помимо всего прочего, государство в этом случае получило бы дополнительную возможность пополнения доходной части бюджета. Таким образом, данное предложение может быть рассмотрено в составе основных направлений бюджетной политики на 2011-2013 годы, которая будет вынесена на ближайшее заседание правительства", - считает Н.Токарев.

Замминистра экономического развития Андрей Клепач, комментируя озвученные Н.Токаревым предложения, напомнил, что в мае на совещании у премьера было решено в 2010 году не вводить никаких экспортных пошлин, а "пытаться отработать схему долгосрочных договоров". "Мы поддерживаем, что нужно довести до конца работу по переходу на как минимум годовые контракты, чтобы была стабильность. После этого, исходя из конъюнктуры, смотреть, понадобится ли нам экспортная пошлина на железорудное сырье", - сказал он. "Надо пройти тот путь (по внедрению долгосрочных контрактов), о котором договорились", - добавил замминистра.

В свою очередь, замглавы Минфина Сергей Шаталов, курирующий налоговую политику, на предложения Н.Токарева ответил, что министерство не планирует повышать налоговую нагрузку на предприятия черной металлургии. "Минфин не рассматривает варианты повышения налоговой нагрузки на черную металлургию, считаем это преждевременным и необоснованным", - сказал он.

Долг платежем красен

Жесткие выступления премьер на сей раз не комментировал "по горячим следам", однако тон, которым он представлял следующих за И.Артемьевым и Н.Токаревым докладчиков, не позволял усомниться, что В.Путин обвинения в адрес металлургов услышал и к ним еще вернется.

В итоге в заключительном слове главы правительства нашлось место и позитиву, и предостережениям. Причем "желтую карточку" получил не кто-то один, как два года назад, а практически все.

Премьер резюмировал те предложения, которые озвучили на совещании потребители.

"Представители металлургической отрасли услышали пожелания основных потребителей: увеличить налог на вывозимую продукцию, в том числе на кокс и все остальное, снизить ввозную таможенную пошлину на готовую металлургическую продукцию, повысить общий уровень налогообложения металлургической отрасли, навести порядок с ценообразованием. Вы слышали это или нет? Слышали", - ответил за металлургов В.Путин.

"Почему "Мечел" может выстроить нормальную, корректную работу (в области ценообразования)? Я, кстати, помню выпад в адрес "Мечела", могу только сожалеть, что это привело к падению капитализации тогда процентов на 20. Но, во всяком случае, Игорь Владимирович (Зюзин, основной акционер "Мечела"), хочу вас за это поблагодарить: все исполнил, все сделал и ведет себя корректно и по отношению к отечественным потребителям, и к российскому законодательству", - сказал премьер.

И.Зюзин, чье лицо камера выхватила сразу после этой реплики, выглядел крайне сосредоточенным и серьезным. Обычно именно так выглядят люди, которые стараются не показать окружающим обуревающие их в этот момент эмоции.

А тем, кто продолжает практику трансфертного ценообразования и нарушений антимонопольного законодательства, премьер пригрозил жесткими мерами.

"Если будем видеть, что мер недостаточно, придется их ужесточать. Но зачем?", - обратился В.Путин к металлургам. "Но мы это сделаем, если не увидим ответной реакции", - пообещал он.

Нарушая антимонопольное законодательство, металлурги, по словам В.Путина, рассчитывают на безнаказанность. "Повторяется один и тот же расчет - зайду в этот кабинет, в этот кабинет, в судах потом все умрет. Если так все будет умирать, в судах, еще где-то, в кабинетах будет растворяться, повторю еще раз, нам придется принять другие меры, которые будут действенными. Если происходит то, что мы сейчас видим, это значит, что меры государства неэффективны. Они неэффективны по наведению порядка", - заявил премьер.

"Обращаюсь прежде всего к акционерам наших крупнейших металлургических компаний, к менеджменту высшего звена - у нас есть все возможности эффективно совместно выстраивать правила поведения в экономике в целом и в такой важнейшей, повторю, в системообразующей отрасли, как металлургия", - сказал он.

В целом, по словам премьера, ситуация в отрасли "очень неплохая, она (отрасль) развивается, и развивается хорошими темпами. Вот мы сегодня посмотрели, сколько у нас инвестпроектов, они крупные, большие. Я вижу сегодня заинтересованность у акционеров компаний, у специалистов в реализации этих проектов и, откровенно говоря, очень рассчитываю на то, что мы объединим усилия, устраним все недостатки, о которых сегодня говорили, и выйдем на новые рубежи", - заключил премьер.

Два года назад, когда В.Путин на аналогичном совещании подверг И.Зюзина жесткой критике, пригрозив "отправить доктора" к основному акционеру "Мечела", инвесторы впали в состояние паники. Как выяснилось вскоре - напрасно, потому что "убивать" "Мечел" никто не собирался. Теперь, когда выяснилось, что из изгоя "Мечел" превратился в пример для подражания, реакция инвесторов была тоже была бурной, но уже со знаком "плюс". Хотя опять-таки - даже такая высокая оценка властей каких-то очевидных дивидендов "Мечелу" и его акционерам не сулит.

И тем не менее - американские депозитарные расписки на акции "Мечела" на Нью-йоркской фондовой бирже после похвалы В.Путина резко подскочили в цене.

Новости по теме

Как закалялся "Мечел"

Новости