Индиана Крофт

Бессон продолжает серию кинокомиксов фильмом об искательнице приключений Адель. Ударение делается на эротизм. Постер с изображением героини в ванне, где над водой виднеются ее соски, украшает Москву

Москва. 23 июля. INTERFAX.RU - Бессона невозможно не любить. Небритый, добродушный, сонный мужик настолько легко и естественно играется в кино, что каждый его новый фильм почему-то встречаешь с детской радостью. Это уже не культовые "Подземка" или "Леон" - того Бессона можно не искать, от него ничего не осталось. Его новая инкарнация целиком находится в мире фантастики. Инопланетяне у него пытаются уничтожить вселенную, ангел спускается на землю, чтобы простой парень нашел любовь, а минипуты… Но о них в этом году должен выйти новый фильм, тогда о них и поговорим.

"Необыкновенные приключения Адель" продолжает эту серию безумных, но симпатичных сказок. Симпатичная искательница приключений живет со своей парализованной сестрой в Париже начала прошлого века, а вокруг летают птеродактили, расхаживают ожившие мумии, а приятели Адель спокойно занимаются некромантией. Не нужно искать тут исторической правды или социального подтекста, мы попали в аттракцион. Первое, что приходит на ум, - это фильмы Спилберга. Я насчитал три откровенные цитаты: главная героиня – "Индиана Джонс", птеродактиль – "Парк Юрского периода", пролет на фоне луны – "Инопланетянин". Бессон, которому я все это вывалил, наотрез отказался от первых двух аллюзий, сказав, что придумал все это совершенно независимо, а про третью согласился, но назвал ее "дружеским подмигиванием". Пусть так, но без Спилберга этого фильма бы нельзя было представить, и этот сказочный антураж – наследство американского дедушки Стивена.

Что же касается самих сюжетных завихрений и спецэффектов, то здесь все вполне на уровне голливудского блокбастера, хотя иногда мультяшность заставляет напоминать себе, что тут нужно видеть самобытность и авторский произвол, а не халтуру. Мы слишком привыкли к миллионам полигональных комбинаций в секунду, и кукольность сегодня выглядит эпатажной диковинкой. Например, идут мумии по Парижу, а в это ни капельки не веришь, потому что мумии так двигаться не могут и не должны! Живем в плену у стереотипов дешевого натурализма, а потом шедевры вроде "Марс атакует" проваливаются в прокате. Люк Бессон делает ставку именно на самобытность фантастики, ее непохожесть на все остальное – при всей их формальной схожести с западной продукцией. Может, поэтому "Адель" даже не планируется к выходу в США: там этот фильм не поймут, даже легкие параллели с "Шерлоком Холмсом" и уже упомянутыми картинами Спилберга не помогут.

Сильное ударение в фильмах Бессона делается на эротизм. Вспомним, например, Милу Йовович, которую Бессон раздевал в стольких вариациях, что ни одного закрытого для зрителя местечка на ее теле вскоре не осталось. Вспомним и спродюсированные Бессоном блокбастеры – тот же «Такси» Жерара Кравчика, где от страсти дымились ковры дома у жены главного героя. Луиза Бургуин – вполне в русле этой традиции. Постер с ее изображением в ванне, где над водой виднеются ее соски, украшает Москву, намекая на присутствие еще большего количества обнаженки в самой картине. Бессон добился правильной пропорции явного и скрытого, в результате чего Бургуин выглядит гораздо более привлекательно, чем Анджелина Джоли в аналогичной роли. Нужно отдать должное и антуражу прабабушкинской эпохи, который помогает оценить смелые по тем временам манеры искательницы приключений. Вообще, иногда хочется поблагодарить Бессона за то, что он отыскивает симпатичных актрис, которых всегда не хватает в кино, особенно отечественном. На ММКФ Луиза Бургуин, приехавшая представлять фильм вместе с Бессоном, обнаружила, что русские в разговоре очень часто произносят: "Да!" - и со смехом повторяла это словечко в каждой беседе. Пожалуй, приключениям Адель можно сказать то же самое непритязательное "Да!" и на полтора часа расслабиться со стаканом кока-колы в руке.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости