Авторынок выруливает из кювета
Российский авторынок медленно выезжает из колеи кризиса. Аналитики улучшают свои прогнозы на будущее и отмечают, что завершение программы по утилизации старых машин, которая способствовала росту продаж, не должно помешать этому процессу
Москва. 21 июля. FINMARKET.RU - Российский авторынок вновь удостоился экспертного позитива. На фоне расширения программы утилизации и улучшения макроэкономической ситуации в стране компания PricewaterhouseCoopers (PwC) теперь склонна к более оптимистичной оценке перспектив рынка.
"В настоящее время наш прогноз составляет 1,6 млн легковых машин", - заявил в среду партнер компании, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стэнли Рут. Отметим, что в январе в PwC ожидали, что по итогам года продажи машин окажутся в диапазоне от 1,3 млн до 1,6 млн легковых автомобилей.
По прогнозам PwC, уровень производства автомобилей в России выйдет на докризисный уровень (2008 год) и составит более 1,5 млн легковых автомобилей в год в 2012 году. Правда, продажи смогут достигнуть уровня 2008 года (более 3 млн автомобилей в год) лишь к 2016 году, отметил С.Рут.
Заметим, что PricewaterhouseCoopers не первая организация, корректирующая свои прогнозы для авторынка РФ. В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по поводу продаж недавно говорили следующее: "Наш прогноз в I квартале составлял для РФ 1,6 млн автомобилей (в 2010 году - прим. ред.), пришло время пересмотреть прогноз. Вероятно, продажи будут выше, чем ожидалось".
"Сейчас мы ожидаем годовые продажи на уровне 1,67 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей", - говорил председатель комитета Дэвид Томас.
По данным АЕБ, продажи легковушек и LCV (легких коммерческих авто) в июне выросли на 45% до 174,838 тыс. штук по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
За первое полугодие продажи также показали рост - на 3% до 790,517 тыс. штук к первому полугодию 2009 г. Средняя цена автомобиля за этот период возросла на 7%, отмечается в отчете PwC. В первую очередь ее увеличению способствовали укрепление курса рубля и отсутствие продаж со скидками (чем характеризовалось 1-е полугодие 2009 года).
При этом не секрет, что значительную помощь авторынку оказала правительственная программа по утилизации старых автомобилей. В АЕБ отмечали, что в июне из общего числа около 52 тыс. машин было продано в рамках этой программы.
"Государственные стимулирующие программы продолжают оказывать положительное влияние на низкий ценовой сегмент, но в настоящее время очевидный рост наблюдается во всех сегментах рынка", - отмечал Д.Томас.
Интересно, что представитель PwC Стэнли Рут, комментируя вопрос по поводу возможного снижения продаж после окончания программы утилизации, отметил, что продажи не будут сокращаться так значительно, как, например, в Германии. "Я чувствую, что такой ситуации (как в Германии, когда после окончания программы по утилизации в марте 2010 г. продажи в первом полугодии упали на 29% - прим. ред.) не будет", - сказал эксперт.
Эксперты при этом также отмечают, что автокредитование в России становится более дешевым и доступным.
По сравнению с 2009 годом существенно снизились ставки по автокредитам (классический автокредит до 5 лет можно получить по ставке около 14%) и банки стали более активно выдавать этот тип кредитов, говорится в исследовании PwC. Хотя доля машин, продающихся в кредит еще не достигла предкризисных показателей, когда каждая вторая машина продавалась в кредит, этот показатель растет значительными темпами из месяца в месяц. За первое полугодие 2010 года подано около 170 тысяч заявок на получение льготного кредитования (2/3 ставки рефинансирования), из них удовлетворено 76 тысяч заявок. За период с февраля 2010 года кредитов выдано больше, чем за весь 2009 год. Кроме того, многие автопроизводители, в сотрудничестве с банками, также субсидируют автокредиты (1%-5% в зависимости от условий).
"Доступность кредитных программ также является важнейшим фактором развития рынка во II квартале", - говорил ранее Д.Томас из АЕБ.
Также сохраняется и косвенная поддержка российскому автопрому в виде высоких пошлин, особенно на подержанные иномарки.
Ну а в 2011 году российский авторынок, с учетом отечественных автомобилей, вырастет примерно на 30%, полагает директор по стратегическому развитию автомобильного холдинга "Атлант-М" Алексей Терещенко. Он считает, что на динамику рынка будут оказывать влияние сразу несколько факторов, в числе которых отложенный спрос, дальнейшее восстановление автокредитования и расширение предложения новых моделей иномарок российской сборки по приемлемым ценам.