"АвтоВАЗ" вновь лидер по выручке

"АвтоВАЗ" в 2009 году отвоевал звание лидера российского рынка по выручке, обойдя по этому показателю "Тойота Мотор". В текущем году "АвтоВАЗ" сохранит свое лидерство по этому показателю, считают эксперты

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 21 июля. FINMARKET.RU - Российский автомобильный рынок в 2009 году переживал сложные времена - доходы большинства ведущих автоконцернов сократились на десятки процентов, почти все компании получили убыток.

"АвтоВАЗ", который по итогам 2008 г впервые уступил по размеру выручки по РСБУ "дочке" иностранного автоконцерна - на первое место вышло ООО "Тойота Мотор", - закончил прошлый год с гигантским убытком. С показателем 38,4 млрд руб. волжский автогигант занял третье место в рэнкинге самых убыточных компаний России, уступив лишь ФСК и АФК "Система", чьи потери, в отличие от "АвтоВАЗа", носили "бумажный" характер. Однако это не помешало "АвтоВАЗу" вернуть себе лидерство по выручке на домашнем рынке, и пока нет оснований предполагать, что в 2010 году кто-то сможет вновь посягнуть на пальму первенства.

Фотофиниш

Согласно данным, опубликованным в базе "СПАРК-Эмитент", ООО "Тойота Мотор", импортер автомобилей Toyota и Lexus и запчастей к ним, в 2009 году сократило выручку почти вдвое - до 83,64 млрд руб. с 166,17 млрд руб. Продажи "АвтоВАЗа" просели чуть меньше - до 84,18 млрд с 160,2 млрд руб.

Проигрыш Toyota можно оспорить, если приплюсовать к результатам "Тойота Мотор" показатели "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (ТММР, завод Toyota под Санкт-Петербургом). Выручка ТММР в 2009 году составила 5,72 млрд руб., что на 1,7 млрд руб. больше, чем годом ранее. Однако и "АвтоВАЗу" есть чем крыть - его выручка по МСФО все равно немного больше (92 млрд руб.).

"АвтоВАЗ" занимал и занимает большую долю российского рынка, по количеству проданных машин его никому не удалось обойти, даже ближайшие конкуренты далеки. Машины у него недорогие, поэтому компания может уступать кому-то в выручке, но и то не по итогам 2010 года - программа утилизации работает на "АвтоВАЗ", - сказал "Интерфаксу" начальник аналитического департамента УК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго.

Акции по предоставлению скидок на автомобили 2008 года выпуска, внедрение новых опций (в частности, наращивание производства машин с кондиционером), госпрограмма льготного кредитования и другие меры помогают стимулировать продажи, говорят в пресс-службе "АвтоВАЗа".

Предприятие, которое в 2009 году сократило продажи автомобилей на 44%, до 349,5 тыс., в I полугодии 2010 г. показало рост на 22,7%, реализовав 220,8 тыс. машин. В том числе по программе утилизации продано 69,1 тыс. автомобилей.

Третье место в списке занимает "дочка" немецкого концерна Volkswagen - ООО "Фольксваген Груп Рус" - с выручкой в 82 млрд руб. В 2008 году компания отставала от другого претендента на вхождение в тройку лидеров, ЗАО "Форд мотор компани", но по итогам прошлого года производитель автомобилей Ford на открытом в 2002 году заводе во Всеволожске получил только 53,4 млрд руб. выручки, что почти в 3 раза меньше рекордного результата докризисного года.

"У нас была стратегическая цель повысить продажи в малых классах автомобилей, моделей Jetta, Polo, Golf. Мы устраивали маркетинговые акции, по которым, например, можно было купить машину Jetta на автомате по цене механики. Также мы поддерживали интерес к внедорожникам", - сообщил "Интерфаксу" представитель "Фольксваген Груп Рус".

"Volkswagen и Ford имеют российское производство и, стремясь усилить свои позиции на этом рынке, борются за лидерство с переменным успехом. По мере расширения объемов производства иностранные автоконцерны, имеющие заводы в России, тоже будут вклиниваться в эту борьбу. Например, Peugeot, Citroen и Renault", - считает ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, "бешеным спросом по программе утилизации пользуются автомобили Renault Logan, и этот концерн может войти в пятерку крупнейших по выручке уже по итогам 2010 года".

Пир во время чумы

Как ни странно, в кризис хорошо продавались автомобили представительского класса марок Audi, BMW, Mercedes - их покупатели не отказались от своих предпочтений, отмечает Е.Шаго. Зато средний класс, ориентирующийся на машины средней ценовой категории (от $15 тыс. до $30 тыс.), был наименее активен и откладывал покупку автомобиля.

"Компании, выпускающие автомобили представительского класса, пользуются большой популярностью у государства в лице чиновников различных ведомств, и именно госзакупки обеспечили большой процент выручки таких концернов", - добавил Д.Баранов.

Выручка ООО "БМВ Русланд Трейдинг" в 2009 году составила 35,4 млрд руб. против 37,1 млрд в 2008 г., и с этим показателем компания замыкает пятерку лидеров. А вот ЗАО "Мерседес-Бенц Рус", чья выручка упала до 33,3 млрд руб. с 53 млрд, топ-5 покинуло.

"Бизнес "БМВ Русланд Трейдинг" не сильно просел в кризис, максимальное падение показателей составило 15-16%. К тому же мы быстрее всего выбрались из него за счет расширения автомобильного ряда, предоставления специальных условий продажи для, открытия собственного банка для выдачи автокредитов", - так прокомментировали результаты года в пресс-службе компании.

Слабый евро против Азии

Ослабление евро под конец года привело к тому, что японские и корейские марки стали продаваться хуже, чем европейские, считают эксперты. В результате российские подразделения азиатских автоконцернов переместились ближе к концу списка. ООО "Хонда Мотор Рус" выручило 27,1 млрд руб. в прошлом году (против выручки в 61,7 млрд руб. по итогам 2008 года), Таганрогский завод (ООО "ТагАЗ"), который собирает автомобили марки Hyundai, выручил 11 млрд руб. (против 36,8 млрд руб. в 2008 году), выручка ООО "Субару Мотор" составила 7,16 млрд руб. против 19,2 млрд руб. годом ранее.

Пока нет актуальных данных по российским "дочкам" Nissan, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Mazda.

Совместное предприятие концерна General Motors и "АвтоВАЗа" - ЗАО "GM-АвтоВАЗ" - сократило выручку по итогам 2009 года вдвое, до 8,3 млрд руб.

Худшее позади

Продажи автомобилей быстро восстанавливаются после кризиса 2008-2009 гг. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам июня российский автомобильный рынок показал прирост на 45% относительно аналогичного периода прошлого года.

Эксперты отмечают активизацию и на рынке автомобильного кредитования благодаря государственной программе субсидирования ставок по автокредитам. Также сохраняется и косвенная поддержка российскому автопрому в виде высоких пошлин, особенно на подержанные иномарки.

В 2011 году российский авторынок, с учетом отечественных автомобилей, вырастет примерно на 30%, прогнозирует директор по стратегическому развитию международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Алексей Терещенко. Он считает, что на динамику рынка будут оказывать влияние сразу несколько факторов, в числе которых отложенный спрос, дальнейшее восстановление автокредитования и расширение предложения новых моделей иномарок российской сборки по приемлемым ценам.

Новости по теме

Авторынок доехал до роста

Новости