Джазовый бунтарь дал концерт в Москве
В Москве состоялся единственный концерт одного из самых ярких представителей джазового авангарда, создателя фри-джаза, саксофониста и композитора Орнетта Коулмена
Москва. 15 июля. INTERFAX.RU - Организаторы выступления легендарного музыканта - представители известного концертного агентства "Камертон" - "отловили" его на пути с джазового фестиваля в Голландии на фестиваль в Ницце и уговорили свернуть на один вечер в столицу России, где Коулмен никогда не был, но, по его словам, давно мечтал об этом.
Московских любителей джаза не удивишь выступлениями самых именитых музыкантов. У нас побывали практически все звезды современного джаза из США и Европы. И все же слишком долго был закрыт железный занавес, отделявший нашу страну от мировой культуры, и многие кумиры, увы, успели уйти. Из джазменов в редкие бреши этого занавеса в СССР удалось просочиться буквально единицам.
Первым американским оркестром, приехавшим в Москву в 1962 г., стал биг-бэнд кларнетиста Бенни Гудмена (кстати, его родители - эмигранты из России). В 1971 г. произошло событие, в которое, по тем временам, невозможно было поверить - в Москве, Ленинграде и ряде других городов СССР состоялись концерты оркестра Дюка Эллингтона. Через три года на джазовом фестивале в Таллинне выступил выдающийся пианист Оскар Питерсон. В программе гастролей значилась и Москва, но власти сделали все, чтобы сорвать концерт. Из джазовых звезд первой величины, которым удалось выступить в СССР, можно еще назвать лишь Дэйва Брубека и Диззи Гиллеспи.
Орнетт Коулмен, которому в этом году исполнилось 80 лет, из этого же ряда джазовых титанов. Но в отличие от упомянутых великих музыкантов, исполнявших традиционный джаз, классику, он - ниспровергатель и бунтарь, беспощадный разрушитель всего, что они создавали и утверждали своим искусством. Коулмен принес в джаз антиэстетику - отказ от мелодической линии, гармонии, ритмики, от правила квадрата как основы импровизации в джазе, от темперированного строя, заменив их атональностью и додекафонией, полной музыкальной бессмыслицей, как считали, да и считают поныне многие оппоненты лидера джазового авангарда.
И, тем не менее, у него нашлись последователи. То, что он проповедовал своим творчеством, сегодня считается революцией в джазовой культуре, которая оказала огромное влияние на многих музыкантов, на стилистику джаза 60-70-х годов. Его роль в джазе приравнивается к роли Арнольда Шенберга в европейской музыке. Орнетт Коулмен - одна из самых противоречивых фигур в джазе.
Он родился и вырос в американской глубинке - Форт Уэрте (штат Техас). С детства его окружали нищета и страдания. Купленный матерью старенький саксофон освоил самостоятельно. Нотная грамота ему так и не далась, как, впрочем, и многие другие основы музыкальной теории. Играл, как хотел, как получалось. Многим нравилась его напористость, необычное звучание саксофона, нестандартные импровизации. С 14 лет выступал в местных ритм-энд-блюзовых биг-бендах. В 1952 г. переехал в Лос-Анджелес, работал лифтером, брал уроки музыки в гараже приятеля, пробовал себя в разных составах.
Известнейший американский музыковед Джеймс Коллиер, автор фундаментального труда о развитии джаза, рассказывает, что манера игры Коулмена часто вызывала приступы ненависти у других музыкантов. Когда он начинал солировать, многие его партнеры просто уходили со сцены. Его часто выгоняли из оркестров, не раз избивали и ломали саксофон. Даже прославленный Декстер Гордон однажды выставил его со сцены. За Коулменом утвердилась слава фрондера, музыканта-изгоя, проходимца и шарлатана.
Но так считали не все. Большое впечатление игра молодого музыканта произвела на трубача Дона Черри, уже имевшего репутацию в джазовом мире. Известный контрабасист Ред Митчелл был просто покорен новаторскими изысканиями Орнетта. Горячо поддержали их и джазовые авторитеты - пианист Джон Льюис и композитор Гантер Шуллер. Именно они в 1959 г. помогли квартету Орнетта Коулмена (Дон Черри, Эд Блэкуэлл, Чарли Хейден) получить ангажемент в престижном нью-йоркском клубе Five Spot. Выступления в этом клубе вызвали одновременно восторг и смятение среди джазменов. Многих раздражала не только манера игры Коулмена, но и то, что он и Дон Черри музицируют на игрушечных инструментах - Дон на карманной трубе, а Орнетт на пластмассовом саксофоне. Но мало кто мог усомниться в непревзойденном таланте музыкантов, в том, что их импровизации глубоко индивидуальны и неповторимы, а музыка наполнена необыкновенной энергетикой и будоражит душу.
Коулмен далеко не первый чернокожий музыкант, которому было тесно в рамках устоявшихся музыкальных канонов, старых принципов, кто стремился освободить джаз от традиционных стандартов и классических шаблонов. Стремление к разрушению существующих правил и в творчестве, и в жизни вообще, идеи полной музыкальной свободы не давали покоя многим негритянским джазменам. Орнетт Коулмен оказался наиболее последователен, настойчив и, безусловно, талантлив в реализации этих идей.
60-е годы - расцвет творчества Коулмена. Со своим квартетом он записал множество пластинок. Одна из самых известных - программный альбом джазового авангарда Free Jazz (1960 г), давший название новому направлению джазовой музыки. Годом ранее на фирме Atlantic был записан один из самых моих любимых альбомов Орнетта Коулмена The Shape of Jazz to Come. Я не принадлежу к числу безоговорочных почитателей этого музыканта, но убежден, что некоторые композиции альбома составляют золотой фонд мирового джаза. Первая тема Lonely Woman, по оценке того же Джеймса Коллиера, "принадлежит к лучшим образцам музыки, когда-либо сочиненной джазовым музыкантом".
Творчество Орнетта Коулмена буквально перевернуло музыкальное мировоззрение многих известных джазменов. Одними из первых манеру его игры освоили саксофонисты Арчи Шепп, Альберт Айлер, Роланд Кирк, трубач Дон Айлер, барабанщик Санни Мюррей, тромбонист Россуэл Радд. Полностью принял свободный джаз и великий гений саксофона Джон Колтрейн. Своим альбомом Impressions (1961 г.) он откровенно продолжает экспериментальные изыскания Коулмена. Но справедливости ради надо сказать, что культовая композиция Колтрейна A Love Supreme, принесшая ему мировую славу, не имеет ничего общего со свободным джазом.
Известный американский исследователь авангардного джаза Лерой Джонс в своей интереснейшей книге "Черная музыка" утверждает, что Коулмен был самым значительным новатором в джазе со времен Паркера. И нет ничего удивительного в том, что он являлся объектом наиболее частых нападок джазовых критиков и музыкантов, близорукость которых не позволяла им без яростного сопротивления воспринимать все подлинно новое.
Вся жизнь Орнетта Коулмена - непредсказуемая импровизация. Он путешествовал по Африке в поисках музыкальных этнических приемов и необычных ритмических решений. Он освоил трубу и скрипку, ввел эти инструменты в свой состав и ради них отказался от использования рояля.
Как ни странно, он быстро получил официальное признание. Уже в течение многих лет без его участия не обходится ни один крупный фестиваль в США и Европе. Ему посвящены тысячи статей в самых престижных музыкальных журналах и десятки книг. Сегодня его называют "примитивистом" или представителем "наивного" искусства, как, к примеру, художников Анри Руссо или Нико Пиросмани. Встречаются утверждения, что он исполняет элитарную, даже эзотерическую музыку. Но далеко не все серьезные критики разделяют эти оценки. Авторитетный джазовый обозреватель ВВС, автор многих книг о джазе Ефим Барбан утверждает, что его нынешняя музыка пустовата и неуютна. Музыкальное сознание этого джазмена скорее природно, чем культурно, и личность Коулмена вызывает гораздо большее восхищение, чем его музыка.
Тем не менее, три года назад концертный альбом Орнетта Коулмена стал первой джазовой пластинкой, удостоенной престижной Пулитцеровской премии. А в этом году ему присвоили почетное звание доктора музыки Мичиганского университета. Интересен текст официального приветствия на церемонии награждения: "Мистер Коулмен, ваши выступления и вклад в теорию джаза повлияли как на музыкантов, изменив их игру, так и на слушателей, изменив их восприятие. Ваше самостоятельное музыкальное образование благоприятствовало развитию радикально нового звучания, привнося в музыкальный мир новые стили. За время вашей продолжительной карьеры, вплоть до настоящего времени, вы играли жизненно важную роль в подготовке и развитии американского культурного наследия, тем самым вы культивировали талант будущего. Мичиганский университет гордится правом наградить вас". Согласитесь, высокая оценка.
Накануне вчерашнего концерта я прослушал после долгого перерыва некоторые пластинки Коулмена из своей фонотеки, в том числе и Тhe Shape of Jazz to Come. Приятно был удивлен тому, как свежо и современно звучат его импровизации. И многие вещи уже не кажутся столь радикальными.
Эта же мысль не оставляла и во время концерта. Орнетт появился на сцене в строгом костюме - прежде, судя по фотографиям и видеозаписям, он всегда отличался особой экстравагантностью в одежде и поведении. Квартет, в составе которого кроме маэстро контрабасист Тони Фаланга, бас-гитарист Ал Макдауэлл, барабанщик Денаро Коулмен, сын Орнетта, оказался достаточно сыгран (чаще Коулмен выступает с другим составом, в котором три басиста и два ударника). Музыканты прекрасно чувствовали лидера, их аккомпанемент был достаточно деликатен, а соло, пожалуй, слишком сдержанны и неглубоки. Но зато на этом фоне великолепно был слышен Орнетт Коулмен.
Несмотря на годы, это был тот же Коулмен, саксофон которого полвека назад взбудоражил весь джазовый мир. Может быть, исчезли излишние агрессивность и необузданность стиля, звук стал несколько мягче и добрее. Но по-прежнему в его игре много страсти, бунтарства и одиночества.
Были исполнены и старые композиции маэстро, и произведения с его последних альбомов. Не могу сказать, что все они меня одинаково тронули, но зал принимал музыкантов очень тепло и эмоционально. А сыгранная на бис Lonely Woman вызвала буквально шквал аплодисментов.
После концерта слушатели долго не отпускали музыкантов, Коулмен минут тридцать раздавал автографы. У него оказалось немало настоящих поклонников - люди протягивали для подписи виниловые пластинки, что по нынешним временам редкость.
В целом концерт оставил очень хорошее впечатление. Орнетт Коулмен - один из самых ярких символов современного джаза. Видеть и слышать его - подарок судьбы для каждого любителя этой музыки.
Обозреватель Владимир Косарев