Старые враги бизнеса
Многочисленные проверки со стороны налоговиков и противопожарной службы по-прежнему вызывают наибольшее недовольство предпринимателей в РФ, выяснил ВЦИОМ. Меньше всего претензий у бизнеса к антимонопольной службе
Москва. 14 июля. FINMARKET.RU - Несмотря на заявления властей о необходимости снижения административного давления на бизнес, недовольство контрольно-надзорными органами среди предпринимателей за последние два года только возросло. Итоги проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования о взаимодействии бизнеса с властью были опубликованы во вторник.
Как показал опрос, больше всего претензий у предпринимателей по-прежнему к налоговым инспекторам, которые создают помехи в работе 65% участников опроса (в 2007 году они портили жизнь только 43%, в 2008 году - 47%). На втором месте - государственная противопожарная служба, которая препятствует каждому второму предпринимателю, тогда как в предыдущие годы среди недовольных была треть опрошенных.
В пятерку главных "обидчиков" бизнеса входят также представители местных администраций, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Правда, два года назад недовольных представителями властей на местах было вдвое меньше, отмечают авторы обзора. Чуть реже предприниматели жалуются на лицензирующие органы, региональные администрации и МВД. Замыкают список Общество по защите прав потребителей и антимонопольные органы.
Опрос ВЦИОМ проводился по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в августе-сентябре 2009 года. В нем приняли участие 1200 владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли из 40 субъектов РФ.
Как показало исследование, главной проблемой предприятий при проведении проверок остается требование со стороны контролеров избыточного по сравнению с законом пакета документов. На это пожаловались 33% опрошенных, при этом никакого прогресса в данном вопросе бизнесмены не заметили (30% недовольных в 2007 году и 35% в 2008).
Также предприниматели отмечают рост коррумпированности ревизоров. Так, намеки на необходимость оплаты услуг получали 30% бизнесменов, что почти вдвое больше, чем годом ранее. "Заказные" проверки омрачали существование каждого четвертого предпринимателя (было 18% в 2008 году). Все чаще бизнес сталкивается с нарушениями правил проведения проверок и несоответствием предмета проверки указанному в распоряжении. Кроме того, постоянно растет доля тех, кто указывает на недостаточную компетентность должностных лиц, осуществляющих проверки, резюмирует ВЦИОМ. Из положительных моментов социологи отмечают только снижение недовольства избыточной частотой проверок.