Деньги на жаре
Жара, мучающая миллионы россиян в последние недели, - это бизнес, ведь любой вариант спасения от аномального лета стоит денег. Чтобы защититься от зноя, граждане расхватывают мороженое, пиво и кондиционеры
Москва. 14 июля. FINMARKET.RU - Жара - это не только мучения для миллионов горожан. Жара - это бизнес, ведь любой вариант спасения от аномального лета стоит денег. Будь то банка холодного пива, тур на море или новый кондиционер.
Мороженое в три смены
Летом традиционно увеличиваются продажи прохладительных напитков, мороженого, пива, но такого ажиотажа вокруг традиционного ассортимента продавцы не припоминают. Coca-Cola, например, выпускающая напитки под марками Fanta, Sprite, Schweppes, "Фруктайм", BonAqua, Nestea, а также квас и соки, увеличила отгрузки в два раза. По словам Владимира Кравцова, представителя Coca-Cola в России, в настоящее время продажи компании в Москве и Санкт-Петербурге вдвое выше прошлогодних. "Но мы говорим про текущий момент, если сравнивать динамику за полугодие, то рост, разумеется, не такой значительный", - уточнил он.
"В первые недели июля продажи мороженого в магазинах X5 в Москве (сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") увеличились на 96% по сравнению последними неделями июня, и мы распродали абсолютно все вентиляторы, сейчас ждем новую партию", - сказала "Интерфаксу" представитель X5 Retail Group Светлана Витковская. Внутренняя статистика ритейлера говорит о росте объемов продаж кваса на 149% за две недели, минеральной воды - на 88%, безалкогольных напитков - на 59%, на 109% - чайных напитков и снижение продаж морсов на 28%. В "Седьмом континенте" отмечают растущий спрос на свежие овощи и фрукты и продукты быстрого приготовления - лапшу и супы.
"Жара действительно стимулирует продажи прохладительных напитков. За две недели июля текущего года по сравнению с последними неделями июня продажи кваса выросли в 4 раза", - подтверждает гендиректор "Очаково" Владимир Антонов.
Продавцы бытовой техники не успевают выставлять вентиляторы на полки. "Мы постоянно подвозим климатическую технику, и уже через полтора часа весь товар разбирают. На этой неделе вдвое увеличено число бригад по установке кондиционеров, на следующую неделю заказов еще больше - и число бригад снова будет увеличено", - сказала пресс-секретарь сети магазинов электроники и бытовой техники "М.Видео" Надежда Киселева. По ее словам, ритейлер готовился к лету, и заказал технику с запасом, но спрос превзошел все ожидания, причем не только на дешевые вентиляторы, но и сложные дорогостоящие климатические системы. "Благодаря хорошим отношениям с поставщиками мы успеваем оперативно подвозить закончившийся товар, но его покупают за считанные часы", - отметила она.
Искренне удивляются росту продаж мороженщики. "Такого роста не помнят старожилы отрасли. В среднем по России этим летом продается на 25-30% больше мороженого, чем год назад", - восхищается глава Союза мороженщиков России Валерий Елхов. По его словам, недостатка в продукции потребители не испытывают, хотя фабрики работают напряженно - на пределе возможностей. "Большинство производителей работают в три смены - сказывается прошлогодний кризис", - сказал он, пояснив, что ранее мороженщики зимой готовили продукцию про запас, но в этом году многие из-за нехватки оборотных средств не загружали склады.
Пиво вместо водки
Жара поможет пивоварам остановить падение объемов российского пивного рынка. "Потребление пива резко выросло, и я думаю, что уже сейчас объем производства превысил прошлогодние уровни", - считает директор российского Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Он пояснил, что в начале 2010 года выпуск пива в РФ сократился более чем на треть - из-за повышения ставки акциза с 3 до 9 рублей на литр в конце 2009 года производители затоварили склады впрок, и снизили объем производства, однако по итогам I квартала объем выпуска был на 14% ниже прошлогоднего, а по итогам полугодия окажется на уровне прошлого года, уверен эксперт.
В то же время аномальная жара играет против производителей крепкого алкоголя. "Продажи водки и крепких напитков упали не менее чем на 10% по сравнению с летом прошлого года", - полагает В.Дробиз. Он отмечает, что в советские времена разница между летними и зимними продажами крепкого спиртного была более заметна - водка традиционно была зимним напитком. "В последние 15-20 лет разница сгладилась, летнее потребление крепкого спиртного выросло, но сейчас жара, несомненно, снижает продажи", - сказал он.
Прочь из города
Если холодный квас, мощный кондиционер и прочие методы борьбы за жизнь испробованы, остается одно - спасаться бегством.
По словам гендиректора сети "Магазин горящих путевок" Сергея Агафонова, жара напрямую влияет на туристический спрос.
"В России, за исключение юга страны, нет моря, и как только наступает такая жара, люди начинают стремиться к "большой воде", - сказал он "Интерфакс-Туризму". "У нас в июле подскочили продажи на 20-30%", - сообщил С.Агафонов.
Жара, по его словам, провоцирует людей на поездки. "В отличие от дождливой или холодной погоды, когда, как показывает наш опыт, активность людей снижается до минимума: им хочется укрыться, "спрятаться" дома", - пояснил С.Агафонов.
Генеральный директор компании TEZ Tour Владимир Каганер, напротив, не склонен связывать активность туристов с затянувшейся жарой.
"Спрос в этом году сам по себе очень высокий, на 30-40% превышающий прошлогодний уровень. Думаю, дело не в жаре, а в стабильной экономической ситуации в стране, позволяющей людям спокойно расходовать деньги на отдых, в том числе и зарубежный", - сказал он "Интерфакс-Туризму".
"Не исключено, что активность туристов в этом июле высока еще и потому, что на рынке много спецпредложений. Июль, в отличие от июня и августа, уже несколько лет в России оказывается почти провальным, и чтобы стимулировать спрос, туроператоры дают бонусы и скидки, особенно в регионах", - добавил В. Каганер.
Энергии пока хватает
После печальной памяти московского блэкаута 2005 года любое резкое колебание температуры воздуха вызывает тревогу за состояние столичной энергосистемы. Скупаемые в огромных количествах кондиционеры нуждаются в электроэнергии. Справится ли Москва с возросшими нагрузками ?
В "Мосэнерго", производящем электроэнергию преимущественно для москвичей и жителей Подмосковья, "Интерфаксу" сообщили, что электростанции компании несут нагрузку в соответствии с диспетчерскими графиками. "В связи с аномально высокими температурами наружного воздуха усилен контроль режима работы оборудования", - заявил представитель компании.
Суммарная нагрузка электростанций "Мосэнерго" превысила 6 ГВт из 12 ГВт установленной мощности. Получается, что в настоящий момент компания загружена более чем на 15% сильнее, чем в середине июля прошлого года (около 5,2 ГВт).
Июнь, который уже был нетипично жарким, больших сюрпризов энергетикам не принес. Как сообщили "Интерфаксу" в "Мосэнергосбыте", в июне динамика потребления по группам клиентов была разнонаправленной. Так, промышленные потребители купили на 1,3% электроэнергии больше, чем год назад. "Наиболее вероятная причина роста потребления (промпотребителями) - включение промышленного кондиционирования", - предположил представитель московского энергосбыта. В то же время население снизило потребление на 2,4%, что обусловлено сезоном отпусков в летний период.
Комментарий "Московской объединенной электросетевой компании", чья деятельность - передача электроэнергии в Москве и области - больше всего зависит от перепадов температур воздуха, "Интерфаксу" получить не удалось.