Порты: грузооборот растет
В первой половине 2010 года российские порты увеличили грузооборот на 9,7% в годовом выражении, до 258,37 млн тонн. При этом объем перевалки импортных грузов увеличился на 34,5%, экспортных - на 10,2%
Москва. 12 июля. FINMARKET.RU - Грузооборот российских портов в I полугодии 2010 года вырос на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 258,37 млн тонн, сообщила Ассоциация морских торговых портов РФ (АСОП).
Объем перевалки сухих грузов увеличился на 13,7%, до 103,76 млн тонн, наливных - на 7,1%, до 154,62 млн тонн.
Количество экспортных грузов в январе-июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 10,2%, до 201,3 млн тонн. Объем перевалки импортных грузов вырос на 34,5%, до 17,63 млн тонн, транзитных и каботажных, напротив, сократился на 0,3%, до 22,23 млн тонн, и на 1,8%, до 17,21 млн тонн соответственно.
Нефть и нефтепродукты
Объем перевалки наливных грузов в первом полугодии 2010 года увеличился на 7,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 154,62 млн тонн. При этом российские порты перевалили 104,54 млн тонн нефти (+4,3%) и 49,28 млн тонн нефтепродуктов (+13,8%).
"Рост перевалки нефти виден, в основном, за счет запуска трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, в прошлом аналогичном периоде этих объемов в адрес дальневосточных портов не было", - сообщили "Интерфаксу" в ИАЦ "Кортес".
По мнению специалистов "Кортеса", восстанавливается мировой спрос на дизельное топливо, преимущественно низкосернистое, перевалка которого ведется, в частности, в порту Приморска.
"Что касается прогнозов, то с большой вероятностью тенденции первого полугодия распространятся и на вторую половину года, а объемы перевалки сохранятся на уровне 2009 года, возможен небольшой рост", - заключил аналитик "Кортеса" Павел Строков.
Уголь и железная руда
Объем перевалки угля в морских портах РФ в январе-июне вырос на 9,8%, до 32,8 млн тонн. При этом эксперты отмечают снижение доли коксующегося угля, отправляемого на экспорт.
"Объемы производства стали в Китае достигли пика в апреле-мае, а теперь постепенно снижаются, как спрос и цены на сталь на мировом рынке. Тем не менее говорить о том, что снижение продлится во второй половине года - рано", считает аналитик ФК "Уралсиб Кэпитал" Дмитрий Смолин.
Рост перевалки черных металлов достиг 8,3%, через порты было перевалено 14,75 млн тонн этих грузов.
"В первом полугодии 2009 года Китай закупал свыше 30% российского чермета", отметил Д.Смолин. По его словам, во втором полугодии этого года КНР снизит закупки российского полуфабриката, что позволит отечественным поставщикам увеличить долю присутствия на внутреннем рынке.
Аналитик UBS Кирилл Чуйко соглашается с ним и отмечает, что "в первой половине 2009 года большая часть металлургической продукции шла на экспорт, тогда как сейчас начинают увеличивать закупки российские предприятия".
Зерно
Объем перевалки зерна через порты РФ вырос на 6,5% и составил 10,29 млн тонн.
"В июне существенно выросла цена на зерно на мировом рынке в первую очередь из-за новостей о существенном снижении урожая в России", - говорит начальник отдела анализа рынков ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский.
Он отметил, что экспортный потенциал у России высокий, "но не факт, что нам удастся достигнуть рекордов последних двух лет" по итогам года.
По его мнению, рост цен на зерно объективен, но темпы роста слишком высоки и частично спекулятивны. Однако угрозы засухи в Австралии и Китае, уже развивающаяся засуха в Северной Европе дают основания полагать, что российские зерновые культуры, в частности пшеница и ячмень, будут пользоваться активным спросом на мировом рынке.
Контейнеры
Рост перевалки контейнеров достиг 36%, порты перевалили 15,6 млн тонн контейнерных грузов.
Некоторые эксперты говорят, что по итогам года этот рынок восстановится до уровня 2008 года.
Так, грузооборот морских контейнерных терминалов ООО "Национальная контейнерная компания" (НКК, в равных долях принадлежит группе Fesco и First Quantum) за первое полугодие 2010 года вырос на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил порядка 620 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера), сообщила пресс-служба НКК.
"Рынок в целом оживает, начинаются перевозки контейнерных грузов, древесина тоже начинает уходить лучше", - сходятся во мнении эксперты. По итогам первого полугодия, перевалка лесных грузов выросла на 17,2%, до 3,57 млн тонн.
Бассейны
Операторы морских терминалов Северо-Западного бассейна перегрузили 111,28 млн тонн грузов, что на 4,3% больше, чем за 6 месяцев прошлого года. Объем перевалки сухих грузов составил 40,38 млн тонн (+13,4%), наливных - 70,9 млн тонн - на уровне прошлого года.
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург вырос на 16,4% до 26,35 млн тонн, порта Калининград - на 24%, до 7,45 млн тонн, порта Усть-Луга - на 29,6% до 5,68 млн тонн, порта Архангельск - на 7% до 5,62 млн тонн.
Порты Южного бассейна перевалили на 2,2% больше грузов, 89,73 млн тонн, из них сухих грузов 32,71 млн тонн (+9,9%) и 57,02 млн тонн наливных грузов, что на1,7% меньше, чем в первом полугодии 2009 года.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (входит в UCL Holding Владимира Лисина) перегрузил 9,74 млн тонн (+9,4%), операторы морских терминалов порта Кавказ - 4,65 млн тонн (+23,4%), порта Ростов - 3,7 млн тонн (+67,8%), порта Азов - 2,3 млн тонн (+14%), порта Астрахани - 2,6 млн тонн (+31%).
Порты Дальнего Востока увеличили грузооборот до 57,36 млн тонн, что на 39,4% больше, чем в январе-июне 2009 года. Порядка 30,6 млн тонн составили сухие грузы, их перевалка выросла на 18%, и 26,69 млн тонн - наливные, что в 1,7 раза больше аналогичного показателя прошлого года.
На 10,3% увеличили грузооборот компании порта Ванино, перевалив 12,28 млн тонн, на 20% - стивидоры порта Владивосток, до 8,1 млн тонн. Грузооборот порта Находка вырос на 4,5%, до 8,11 млн тонн, порта Восточный - в 1,9 раза, до 17,12 млн тонн за счет ввода в эксплуатацию перегрузочного нефтеналивного комплекса в Козьмино. Объемы перевалки портов Сахалина увеличились в 2 раза, до 10,14 млн тонн, за счет ввода в эксплуатацию перегрузочного комплекса нефти и газа в Пригородном.