Я - хороший финансовый директор
Роль финансовых директоров в российских компаниях растет, впрочем, как и их самомнение. В России почти каждый второй из них мечтает забраться повыше по карьерной лестнице, следует из опроса компании Ernst&Young. Да и оценивают наши CFO свой вклад в бизнес куда выше, чем другие респонденты
Москва. 12 июля. FINMARKET.RU - Портрет российского финансового директора сегодняшнего дня - это сотрудник высочайшей квалификации, руководитель, который непосредственно участвует в стратегии развития бизнеса предприятия. Он молод и амбициозен, получил хорошее образование и знает свою компанию. Его мнение важно для руководства предприятия, акционеров и участников рынка, он часто является лицом компании и выступает перед представителями СМИ и общественности от ее имени. Такой вывод делается по результатам исследования "ДНК финансовых директоров" (The DNA of the CFO), проведенного компанией Ernst & Young.
В исследовании приняли участие 669 финансовых руководителей из стран региона EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка), в том числе 51 из России. Это первая работа в рамках нового проекта "Эрнст энд Янг", посвященного роли CFO, которая была проведена с целью выявить отличительные черты и составляющие элементы успеха финансовых директоров в России.
После кризиса одним из ключевых направлений деятельности CFO является не просто улучшение финансовых показателей, а наиболее достоверное отражение бизнес-процессов с целью повышения доверия заинтересованных лиц. Так что без хорошего финансового директора просто не обойтись. Уже сейчас 75% российских финансовых менеджеров уделяют половину и более рабочего времени консультированию корпоративного руководства, прогнозированию, выстраиванию отношений с инвесторами.
Амбиций российским финансовым менеджерам не занимать. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Так вот, почти каждый второй российский финансовый директор (45% респондентов) мечтает получить более высокую должность в области финансов. Например, стать CFO в группе компаний или же в более крупной организации. При этом треть (33%) хотели бы приобрести международный опыт для того, чтобы подняться выше по карьерной лестнице.
Стремятся к позиции генерального директора компании 4% от общего числа респондентов (в глобальном опросе -10%).
При этом российские респонденты неудовлетворены в первую очередь степенью своего влияния на стратегию развития компании (16%) и в меньшей степени - своей должностью и кругом обязанностей (6%). 14% российских респондентов неудовлетворены компенсацией и вознаграждением.
Фактором, наиболее удовлетворяющим опрошенных в России специалистов, является распределение личного и рабочего времени (75%), для всех респондентов из региона EMEIA этим фактором оказались компенсации и льготы (65%).
Отметим, что в России большинство CFO начинали свой карьерный рост финансистами в той же компании, где работают сейчас (65% по сравнению с 51% от общего количества опрошенных в регионе EMEIA).
В целом российские финансовые директора хорошего мнения о себе. Например, собственный вклад в бизнес они оценили выше, чем все респонденты в целом (41% против 34%).
Их мнение о собственной репутации на рынке тоже гораздо выше (31% против 23%). При этом основная масса всех опрошенных (42%) продолжает оценивать себя по стандартному набору формальных показателей, таких как выручка, прибыль, цена акции, прибыль на инвестицию, указывается в исследовании.
Есть е еще одно отличие российских финансовых менеджеров от их коллег. Показательно, что 20% всех респондентов глобального опроса считают достижение экономической эффективности компании главным результатом своей работы. Однако россияне, напротив, отводят этому критерию лишь 8%, а 20% голосов отдают такому показателю, как создание репутации компании, имеющей хороший финансовый менеджмент (по сравнению с 8% среди всех опрошенных в регионе EMEIA).
Интересно, что многие российские менеджеры отмечают важность коммуникативных навыков, опыта общения с прессой и руководством, однако не придают большого значения развитию своих способностей в области проведения презентаций или интервью (необходимость в развитии таких навыков отметили всего 4% российских CFO).
В целом же 66% всех респондентов (63% российских) считают, что основным приоритетом в деятельности CFO сегодня становится повышение доверия к финансовому положению своей компании.
Опрос показал, что подавляющее большинство респондентов ключевыми для бизнеса считают взаимоотношения с властью (32% от общего количества опрошенных и 14% в России) и СМИ (29% всего и 8% в России). Кроме того, 22% всех участников исследования (в России - 4%) считают важными отношения с аналитиками. Отношения с инвесторами и кредиторами являются ключевыми для 13% (в России - 4%) и 15% (в России - 8%) респондентов соответственно.
Наименьшую заинтересованность в улучшении взаимосвязей опрошенные директора проявили по отношению к менеджменту компаний. В целом, как отмечается в исследовании, российские финансовые директора не считают, что выстраивание отношений является той частью их работы, которая требует серьезного улучшения.