Заседание с сюрпризами, или "не ждали"

Выездное заседание Совета по развитию информационного общества при президенте РФ было отмечено не только духотой помещения библиотеки, в которой оно проходило, но и сюрпризами – регламента, присутствующих лиц и высказанных мнений. Специальный обзор корреспондента "Интерфакса"

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 июля. INTERFAX.RU - В среду в Твери прошло выездное заседание Совета по развитию информационного общества при президенте РФ. Подробные отчеты о выступлениях и докладах публиковались на ленте "Интерфакса" в режиме онлайн. Мы публикуем не вошедшие в информационные отчеты "заметки на полях" нашего специального корреспондента. В них, как нам кажется, содержатся важные детали. А в деталях кроется…

Заседание с сюрпризами

"Я попрошу все-таки выступать короче и по существу. Что я буду слушать банальности? Я дал слово Дмитрию Зеленину как хозяину встречи. Но говорить надо короче, тем более в этом абсолютно неприспособленном для таких заседаний помещении". Эта фраза прозвучала из уст нахмурившего лицо президента России Дмитрия Медведева после доклада тверского губернатора Дмитрия Зеленина, который выступал сразу после президента.

"Можно ждать сюрпризов", - решили журналисты в пресс-центре. И не ошиблись. Вначале гадали, по какому адресу полетела "стрела" недовольства выбранным помещением – то ли в кремлевскую протокольную службу, то ли в сторону принимающей стороны? Но то, что душное помещение городской библиотеки, где размещались и участники заседания, и их помощники, и пресса, не приспособлено для такой работы, было ясно с первых же минут, как только мы вошли в это здание.

Позже я все-таки выяснил, что здание городской библиотеки, где и проходило заседание, было определено администрацией области. Исходили, вероятно, из того, что рядом проходил экономический форум, на котором тоже ждали президента России. По крайней мере, организаторы выставки современных компьютерных инновационных технологий, не скрывая, готовили ее к посещению президентом страны.

Покинем ненадолго зал заседания

Необходимо сделать небольшое отступление от темы самого заседания, так как эта выставка, вернее, ее организация, также сыграла, по нашему мнению, некоторую, отнюдь не позитивную, роль во время пребывания в Твери главы государства.

Журналистам ее показали накануне прибытия в Тверь Дмитрия Медведева. Она должна была рассказать о планах развития системы под названием "Электронное правительство", а также о компьютеризации в сферах медицины, дорожного хозяйства и других сторон жизни. Все хорошо, кроме одного. Сразу у парадного входа располагался большой стенд, рассказывающий о компьютеризации учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. Кому пришло в голову избрать в качестве центрального стенда именно этот, объяснить нам толком так никто и не смог. В лучшем случае это называется нетактичное размещение экспозиции. Но острословы тут же связали понятие "электронное правительство" с работой учреждений ФСИН.

Президент выставку не посетил. Формальное объяснение тому – нехватка времени, так как он торопился на Селигер в молодежный лагерь. Однако журналисты истолковали это по-своему. Мы решили, что это еще один фактор в дополнение к душному залу, который испортил настроение главе государства.

Кто хочет что-либо сказать?

Теперь вернемся в зал заседаний. После выступления тверского губернатора президент России сделал некоторую попытку изменить привычный ход подобных заседаний и вместо того, чтобы предоставить слово, как того требовал регламент, докладчикам, спросил у участников: "Кто хочет что-либо сказать?" Но протокольно-бюрократическая машина имеет выработанные десятилетиями правила игры, точнее, работы: есть основной докладчик, есть утвержденный порядок выступлений, который раздается заранее, есть время для незапланированных выступлений, и, наконец, есть заранее составленный проект решений с рекомендациями главе государства дать соответствующие поручения.

Так вот. Нарушение заранее разработанного регламента вызвало в зале не то чтобы замешательство, а некоторую растерянность. В зале повисла тишина. Недолгая, но достаточно ощутимая и для самого президента. "Что, никто ничего не хочет сказать?" - улыбаясь, спросил Дмитрий Медведев. Теперь и в пресс-центре наступила тишина. Мы ожидали, что президент может сказать: "Тогда зачем приехали?" Первым нашелся глава Татарстана Рустам Минниханов. Он рассказал о том, какая ведется работа по компьютеризации в медицине, социальных учреждениях.

После короткого, но смело выбранного момента для выступления Минниханова, президент решил не экспериментировать и стал предоставлять слово зарегистрированным докладчикам.

Однако приглашение к выступлению "с мест" не повисло в воздухе. Между министрами – официальными докладчиками слово просил мэр Москвы. Он рассказал об удивительном эффекте одного эксперимента в четырех крупных регионах России – Москве, Татарстане, Башкирии и Пермском крае. Эксперимент состоял в том, что жители могли по Интернету не только записаться к врачу, но и получить по электронному адресу рецепты на лекарства. Главное – во время приема врач "не занимался писаниной", то есть не писал от руки свои выводы и предложения, анамнез болезни. На компьютере в кабинете работала медсестра, и она все набирала в электронном виде, а не врач. Новая система показала, как неоднократно подчеркивал Юрий Лужков, что врач может в таких условиях намного больше уделить внимания пациенту.

Слушая его, мне так и хотелось сказать: "Многоуважаемый мой Юрий Михайлович! Даже в слаборазвитых странах врачи уже давно ничего не пишут сами". Судя по репликам в пресс-центре, такого же мнения придерживались и некоторые мои коллеги. Но президент обратил внимание не на этот известный всем факт, а на то, что четыре региона продемонстрировали, "как умелое использование компьютера в здравоохранении может повысить эффективность врачебного приема", и предложил всем главам регионов использовать этот опыт.

Через некоторое мгновение не выдержал губернатор Тюмени Владимир Якушев. Он, несколько смущаясь, заявил, что в Тюмени уже действует такая же система, о которой говорил мэр Москвы, и даже пригласил всех приехать и посмотреть на нее. Но рано похвастался. Президент заинтересованно и с удивлением спросил: "Что, и запись в медицинскую карту у вас тоже по компьютеру ведет медсестра?" Губернатору пришлось признать, что у них работает только запись по Интернету и выписка лекарств. Но пообещал освоить и третий этап.

Докладчики - министры здравоохранения, культуры, науки и образования - рассказывали о своих планах по компьютеризации и объясняли их пользу.

А Вас, Кудрин, я не ждал…

В конце заседания слово неожиданно взял присутствовавший в зале вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он вообще там оказался неожиданно для самого президента, ибо заранее отпросился и попросил разрешения прислать своего заместителя на это заседание.

Надо было видеть пресс-центр! Даже те, кто почему-то потерял некоторый интерес к происходящему в самом зале, вернулись к мониторам. Они не ошиблись. Выступление Кудрина не то чтобы затмило весь предыдущий ход заседания, но вскрыло один очень важный негативный фактор министерских отчетов. Поэтому оно само и реакция президента на отдельные положения министра заслуживают точного воспроизведения.

Д.Медведев: Алексей Леонидович, Вы хотели пару слов сказать. Вообще-то я с удивлением Вас увидел: Вы вчера у меня отпрашивались. Что произошло? Вам так стало интересно заниматься вопросами информационного общества?

А.Кудрин: Да, Дмитрий Анатольевич. Я решил…

Д.Медведев: Не смог сдержаться.

А.Кудрин: Да, не смог себя сдержать.

Министр рассказал, что его ведомство фактически является одним из ключевых в стране органов по информатизации своей деятельности. Благодаря разработанной и действующей в финансовом секторе компьютерной системе, сотрудники бюджетных учреждений (а казначейство обслуживает 30 тысяч федеральных учреждений и сто тысяч финансовых учреждений в субъектах РФ) не ездят в казначейство: оборот документов идет исключительно в электронном виде. Но было видно, что министр не ждал похвалы от президента. Цель его выступления была другой.

А.Кудрин: Я как раз хотел сказать, что такая сложная система как наша, работающая в режиме онлайн с электронным оборотом, стоит дешевле, чем некоторые услышанные здесь проекты по информатизации. Поэтому, когда мы смотрим концепцию по здравоохранению, представленную Минздравом, то видим, что на информатизацию аптек предусматривается выделить 14 млрд рублей. Каждая аптека – муниципальная или государственная – получит поддержку в 1,8 млн рублей. На каждое медицинское учреждение, по примерной оценке Минздрава, приходится 4 млн рублей. Должен сказать, что мы за 4 млн рублей сможем информатизировать средний областной район, включая весь его электронный оборот. Еще надо проверять, насколько эти проекты обоснованы и соответствуют целям, функциям и конечному результату. Мне кажется, что сейчас для нас пока это дороговато.

Не Бог весть какое открытие. Все министерства и ведомства всегда пытались получить денег побольше, а министерство финансов (если оно сильное) пыталось уменьшить эти требования. Это всегда происходило, когда чиновники сдавали свои требования в министерство финансов для их изучения. Нас поразило другое. Алексей Кудрин, признав, что многие предложения докладов, касающиеся и сферы образования, и медицины, и культуры, были достаточно интересными, хладнокровно добавил, что, к сожалению, предложения, о которых докладывалось здесь президенту, "в Минфине до конца не проработаны". А о некоторых в его министерстве вообще не слышали.

Глава Минфина в связи с этим попросил президента отложить принятие окончательных поручений по предложенным проектам, потому что "в таком виде в правительстве по ним мы еще не определились".

Таким образом, можно понять, что министры представляли президенту не совсем проработанные и согласованные проекты с финансовым ведомством страны!

А.Кудрин: И последнее, Дмитрий Анатольевич. Я не смог никого прислать вместо себя, как хотел, в частности своего заместителя … Новака, так как все замы разъехались по совещаниям и даже некого прислать вместо себя.

Таким образом Кудрин попытался объяснить свое внезапное изменение решения не ехать на заседание в Тверь. Но этому в пресс-центре, да, я думаю, что и в зале заседания, в том числе и президент, не поверили. Ясно было, что, прочитав заранее присланный проект решения и рекомендации президенту, вице-премьер, министр финансов здраво рассудил, что выступать так на совещании может только он, а не его заместитель. Понял это и президент.

Д.Медведев: Что можно сказать в этом случае? Лучше было бы, если бы Новак приехал. (В пресс-центре прошел легкий смешок). Я согласен с тем, что очень много дублирования. На самом деле это так. Я с этим сталкивался, еще когда работал в правительстве. Тогда погружался в эти проблемы гораздо глубже, чем сейчас и видел, что при закупках разного рода программ, различных электронных ресурсов ведомства дублировали друг друга.

Президент объяснил этот факт тем, что компьютеризация сейчас "стала модной". "А раз это модно, - продолжал он, - значит, под это есть бюджет. Если есть бюджет, соответственно, им можно распорядиться, можно что-то отпилить себе. Выгодная тема". Далее он подчеркнул, что выступает за "очень серьезный контроль" как со стороны ведомств, так и президентских структур, Счетной палаты и других. Президент согласился с министром, что в проекте решения заседания президенту предлагается подписать поручения с достаточно жестким текстом – "создать к такому-то числу и так далее".

Д.Медведев: Я не против того, чтобы еще раз посмотреть на сроки создания соответствующих продуктов и соразмерить их с нашими деньгами. Если Минфин еще к этому не подключился, подключитесь, но не в смысле того, чтобы отбиваться от этих тем. Просто постарайтесь тогда сопрячь эти предложения с тем, как у нас сегодня выглядит финансовая ситуация и сделайте это в кратчайшие сроки.

Министр предложил завершить эти согласования и рекомендовать президенту издать соответствующие поручения к середине сентября. Он объяснил столь длительный срок тем, что при подготовке трехлетнего бюджета существует процедура рассмотрения каждой заявки. И они диктуют этот срок.

На проверку деталей – две недели

"Вы, конечно, можете и до середины сентября, и до середины октября работать над этим, - отметил ему глава государства. – Но обращаю ваше внимание на то, что это поручения президента и они столько не готовятся. Я такой срок, как вы предлагаете, не могу отвести на их подготовку - на подготовку поручений по итогам заседания сегодняшнего совета. Вопрос, скорее, в конкретных суммах, которые мы можем выделить". И дал Минфину и другим министерствам на согласование своих позиций две недели.

Обозреватель Вячеслав Терехов

Новости