Немецкие компании создали в России около 50 тысяч рабочих мест
Председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс рассказал о том, как настроены немецкие предприниматели, работающие в России, и как отразился кризис на их присутствии в нашей стране
Москва. 12 июля. INTERFAX.RU - О том, как настроены немецкие предприниматели, работающие в России, в отношении создания новых рабочих мест, участия в инвестиционных проектах, а также по перспективам сотрудничества с учетом вступления в действие Таможенного кодекса России, Белоруссии и Казахстана, рассказывает председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс, с которым беседовал обозреватель "Интерфакса" Александр Иващенко.
- Господин Хармс! В России в настоящее время весьма неоднозначные оценки по ситуации на рынке труда. Если на официальном уровне звучат заявления о том, что ситуация под контролем и безработица снижается, то независимые эксперты по проблемам занятости считают, что ситуация гораздо сложнее, если не диаметрально противоположная. Как Вы видите ситуацию исходя из практики немецких предпринимателей, являющихся членами палаты, поскольку немецкие фирмы являются работодателями?
- Думаю, что официальная статистика, в целом, объективно отражает ситуацию на рынке труда. Многие наши предприниматели, насколько я могу судить из проведенных с ними бесед, также считают, что положение в сфере занятости стабилизируется.
Тем не менее, за официальными данными по безработице скрывается весьма неоднозначная картина. Я имею в виду качество рабочей силы. В некоторых депрессивных регионах, несмотря на относительно высокую численность безработных, очень непросто найти квалифицированную рабочую силу. Это говорят нам все немецкие фирмы, которые работают в регионах.
Найти высококвалифицированных рабочих, а также инженерно-технический персонал очень сложно. Гораздо проще найти менеджеров с высоким уровнем квалификации.
- Как решается проблема поиска квалифицированных рабочих?
- В основном немецкие фирмы, представленные в регионах, предпочитают сами обучать персонал. В принципе, в этом нет ничего необычного. Фирмы либо сами создают какие-то учебные классы, либо вступают в партнерские отношения с российскими колледжами, которые проводят обучение по программам, разработанным с участием немецких компаний.
- Есть ли у Вас данные о количестве рабочих мест в России, созданных немецкими работодателями?
- Конкретной цифры у меня нет. Наша палата в настоящее время занимается подготовкой точных данных. Но по предварительным оценкам, полагаю, что это несколько десятков тысяч рабочих мест.
Например у компании Metro в России около 20 тыс сотрудников, а компания Knauf создала около 7 тыс рабочих мест.
Приблизительно, в России немецкие компании создали около 50 тыс рабочих мест. Полагаю, что точные данные, которые еще предстоит определить, будут близки к этой цифре.
- Насколько масштабными были сокращения персонала на предприятиях в России из-за кризиса?
- Нам известно, что некоторые российские работодатели из-за кризиса принимали решения о серьезных сокращениях. Что касается немецких фирм в России, то они не особенно сокращали численность своих сотрудников.
В прошлом году, в самый разгар кризиса, мы проводили опрос 50 крупнейших немецких фирм, работающих в России. Сокращение сотрудников подтвердили лишь 2-3 фирмы.
Но в основном, на вопрос о сокращениях все ответили "нет". Респонденты заявляли, что экономить можно на всем, включая расходы на консультантов и представительские, на поездки. Но не на персонале.
Такая позиция наших предпринимателей объясняется тем, что многие сотрудники были обучены за счет фирм, и поэтому работодатели их воспринимают, как свой главный капитал
- Каков уровень взаимоотношений между работодателями и профсоюзными организациями в немецких компаниях, работающих на российском рынке?
- Это очень интересный вопрос. Действительно, от многих наших предпринимателей в России мы слышим, что профсоюзы стали более активны.
Как правило, в состав таких профсоюзных организаций входят по 2-3 активиста, которые, фактически, никак не представляют интересы коллектива предприятия, и лишь выступают с демагогическими, а зачастую и с довольно агрессивными требованиями.
Они так поступают, по всей видимости, исходя из сложившегося стереотипа о том, что с западными предпринимателями проще добиться положительного ответа на требования.
Бывают сложные ситуации, но мы не против сотрудничества, и готовы работать с профсоюзами. Другой вопрос, что все это надо привести в какие-то цивилизованные, упорядоченные рамки.
Во всяком случае, немецкий бизнес к такому диалогу готов.
- У Палаты уже были ли контакты с крупными профсоюзными объединениями России?
- Пока нет. Для нас это новое направление. Но мы к этому готовы. Такие контакты будут одним из новых направлений нашей работы в будущем.
- Как в целом кризис отразился на присутствии немецкого бизнеса в России, а также на активности инвесторов из Германии?
- На присутствии немецкого бизнеса кризис фактически не отразился. Мы видим это по деятельности членов нашей палаты, которые развивались во время кризиса примерно в том же темпе, что и до него.
Ни одна более-менее состоятельная немецкая фирма не покинула Россию.
Напротив, предприниматели и их сотрудники пытались пережить этот сложный кризисный период, и уже сейчас можно сказать, что это у них получилось. У бизнесменов есть очень убедительная мотивация. Нельзя забывать, что Россия для германского бизнеса является стратегически важным рынком.
Что касается инвестиционных проектов, то кризис, кончено, отразился. Конечно, те проекты, которые были начаты, в основном были доведены до завершения. Но инвестиционные проекты, которые находились в стадии разработки, были приостановлены.
Должен заметить, что ситуация стала меняться с начала текущего года, когда мы уже стали наблюдать возврат к рассмотрению и этой категории проектов с переходом их в стадию реализации.
Рынок уверенно пошел вверх, и предприниматели извлекли из своих столов планы новых инвестиционных проектов.
- Готовы ли немецкие инвесторы поддержать проекты, связанные с налаживанием инфраструктур для зимней олимпиады в Сочи 2014 года, а также по созданию центра инноваций в Сколково?
- В рамках палаты действует рабочий стол по Сочи. У нас есть рабочая группа по Сочи. Результат работы такой - уже более 20 немецких фирм получили конкретные заказы. Но на этом, я думаю, дело не закончится.
Наши фирмы выступают, в основном, как субподрядчики. В частности, фирма ."Siemens" получила большой заказ на пригородные поезда для Сочи.
Немецкие фирмы также участвуют в строительстве тоннелей.
Что касается проекта в Сколково, то мы интенсивно ведем диалог со всеми ответственными российскими лицами по этому вопросу. Глава Siemens вошел в наблюдательный совет по проекту в Сколково.
- Инвестиционный климат в России в настоящее время привлекателен для иностранных инвесторов?
- Полагаю, что инвестиционный климат в России лучше, чем о нем говорят. Есть очень много шансов роста экономики, поскольку очень многие сегменты рынка пока не освоены. Сохраняется очень большой неудовлетворенный спрос во многих отраслях. В этом плане я достаточно оптимистичен.
С другой стороны, очень многие критические замечания относительно инвестиционного климата в вашей стране вполне оправданы. Предприниматели жалуются на безумную бюрократию, на очень сложные таможенные процедуры и налоговое администрирование, на громоздкий миграционный режим.
- На этой неделе в Екатеринбурге будут проведены российско-германские межгосударственные консультации. Какие вопросы по экономическому направлению в настоящее время требуют решения?
- Конечно, как я уже сказал, наши предприниматели заинтересованы в улучшении инвестиционного климата. Это также в интересах и наших российских партнеров.
Что касается конкретных обсуждений на таком высоком уровне, как межгосударственные консультации, то, как мне представляется, России и Германии нужны глобальные проекты, или как их называют, "проекты-маяки".
Параллельно хотел бы отметить заинтересованность немецкого бизнеса в максимальном облегчении визового режима между Россией и ЕС с перспективой отмены виз. Надеюсь, что политики наших стран смогут активнее продвинуться вперед по этому вопросу.
- Мы с Вами говорим о российско-германском экономическом сотрудничестве. Если рассмотреть перспективы несколько шире, с учетом вступления в действие Таможенного кодекса для России, Белоруссии и Казахстана, как это отразится на бизнесе немецких предприятий, которые имеют свои подразделения в трех странах. Ожидаете ли Вы увеличения деловой активности немецких предпринимателей?
- В целом, идея Таможенного кодекса очень правильная и очень позитивная для немецких компаний. Чем больше рынок, тем больше клиентов.
Многие немецкие фирмы, имеющие главный офис в Москве, обслуживают также Казахстан, и частично, Белоруссию.
Сама идея, на мой взгляд, очень правильная и привлекательная. Другой вопрос, как она будет осуществляться.