Бог - не избиратель
Режиссер Паоло Соррентино возвращает на экраны политическое итальянское кино, но делает это с помощью новых инструментов. Призер Канн-2008 выходит в российский прокат
Москва. 9 июля. INTERFAX.RU - Премьер-министр Италии Джулио Андреотти исповедуется священнику. Легендарному политику, продержавшемуся семь сроков на посту Председателя Совета министров Италии, очевидно, есть, что рассказать представителю высшей в католическом мире инстанции, и зритель совершенно оправданно ждет, что сейчас откроются все секреты самого могущественного итальянца 1970-80-х годов - от объяснения своего бездействия во время похищения террористами из "Красных бригад" президента христианских демократов Альдо Моро до так и не произнесенных признаний во время нашумевшего судебного процесса о связях Андреотти с мафией. И мы, наконец, получаем то, чего так долго ждали: убийство журналиста Мино Пекорелли, встречи с лидером массонской ложи П-2 Лучио Джелли и боссом боссов итальянской мафии Лимой Сальво, убийство банкиров Роберто Кальви и Мишеля Синдоны, убийство мирового судьи Джованни Фальконе. Правда из уст самого Андреотти мы слышим совершенно другие признания. На вопрос священника, почему он так долго не общался с богом, бывший премьер заявляет, что предпочитал общению с ним, встречи с избирателями, так как "Бог - не избиратель", а в ответ на обвинения в сговоре с сицилийской мафией, премьер говорит, что никогда не встречался ни с кем из бандитов. Адреотти отрицает все, что показывают нам на экране, но зрителю хватает двух часов фильма, чтобы вынести свое собственное суждение об этих событиях.
Фильм "Изумительный" итальянского режиссера Паоло Соррентино, участвовавший в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля в 2008 году и получивший тогда "Приз жюри", с опозданием, но все же выходит на экраны российских кинотеатров. Фильм о власти в современном, чрезвычайно коррумпированном, обществе получился у Соррентино более чем циничным: открывая картину цитатой матери Андреотти о том, что если ты не можешь сказать ничего хорошего о человеке, то лучше вообще молчать, все следующие, без малого два часа, режиссер не произносит ни одного хорошего слова про премьера. И даже внешне рисует его маленьким, ушастым карликом, всю жизнь страдающим мигренью. Кто следует совету Розы Андреотти, так это ее сын Джулио: он говорит очень редко и тихо, в основном делает незаметные движения пальцами, которые, судя по всему, все знают и следуют им как куклы за движениями своего кукловода. Андреотти настолько не любит людей, что даже отвечает находящемуся в комнате собеседнику посредством разговора с другим человеком по телефону - этот хитрый трюк Соррентино прекрасно использовал в своем фильме, как и множество других необычных особенностей могущественного итальянца.
"Изумительный" одновременно и похож на итальянские фильмы о мафии, и кардинально отличается от них: нелинейный и, в достаточной степени, экспериментальный монтаж успешно погружает зрителя в мир лжи и насилия итальянского правительства, изощренная камера Луки Бигацци, съевшего собаку на криминальных драмах, как будто следует традициям жанра, но в какие-то моменты вдруг переворачивает привычное повествование с ног на голову, а классическая музыка Вивальди и Сен-Санса часто меняется на агрессивный рок. Паоло Соррентино понимает, что все, что было до него в итальянском кино этого жанра, работает не так, как ему хотелось бы и снимает настоящий политический памфлет, открыто обвиняя итальянское правительство в коррупции и убийствах. И, похоже, жанр ему действительно удалось встряхнуть. Но сработало ли это на политическом уровне? Андреотти ничего не сказал про картину, лишь потер друг о друга большие пальцы рук.
Обозреватель Артем Ушан