Вернуть имущество
Почти половина россиян поддерживает инициативу передачи религиозным организациям имущества церковного назначения, находящегося в собственности государства. Около четверти наших соотечественников этот вопрос не волнует
Москва. 1 июля. INTERFAX.RU – Уже не первый год на различных уровнях продолжается дискуссия о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Противники этой идеи беспокоятся за сохранность исторических ценностей. Их оппоненты утверждают, что ничего страшного не случится, а из музеев в свое время пропадали тысячи экспонатов.
Между тем почти половина россиян (49%) поддерживает инициативу передачи религиозным организациям имущества церковного назначения, находящегося в собственности государства. Такие данные сообщили "Интерфаксу" в четверг социологи ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса, проведенного 29-30 мая.
По результатам исследования, сторонниками возвращения церковного имущества религиозным организациям являются православные и те, кто ходит в церковь редко. Противники этой идеи - в меньшинстве (19%). В основном это неверующие, но также и те, кто ходит туда регулярно. Эти же группы респондентов безразлично относятся к вопросу возврата имущества (22%).
В целом вопрос о том, кому будет принадлежать церковное имущество, оказавшееся в советское время в государственной собственности, важен для большинства россиян (60%). Причем этот момент имеет значение как для последователей православия (66%), так и для атеистов, хотя в меньшей степени (47%). Важным этот вопрос также является для пожилых респондентов (65%) и регулярных прихожан церкви (70%).
Двадцать восемь процентов опрошенных этот вопрос вовсе не волнует. Индифферентное отношение демонстрируют 18-24-летние россияне (34%) и те, кто в церковь не ходит. При этом, согласно результатам исследования, большинство россиян имеют установку, что хранение культурных ценностей религиозными организациями носит более закрытый характер, нежели светскими.
В случае, когда респондентам предлагают представить себе старинную икону, которую не так-то просто увидеть, опрошенные склонны считать, что такое, скорее, всего возможно на территории монастыря (45%). Значительно меньше тех, кто склонен думать, что подобная ситуация характерна для музейного комплекса (29%).
Что касается вопроса о том, где лучше условия хранения культурных ценностей - в светских или религиозных организациях, то здесь у граждан нет единой точки зрения. Например, ситуация, когда часть фресок по случайности была утрачена в последнее десятилетие, кажется респондентов практически в равной степени вероятной как на территории монастыря (35%), так и на территории музейного комплекса (33%).
Как сообщалось, в середине июня правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Сейчас передача такого имущества в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций регулируется подзаконными актами правительства России.
Внесенный законопроект предлагает законодательно установить порядок передачи имущества религиозного назначения в собственность либо в безвозмездное пользование религиозных организаций из федеральной собственности, собственность субъектов РФ либо муниципальных органов власти.
Министр культуры России Александр Авдеев положительно отозвался о законопроекте. "Последний текст документа, который прошел утверждение правительства, содержит формулировки, являющиеся компромиссными, но они очень хорошо иллюстрируют гражданскую зрелость, как представителей религиозных организаций, так и музейщиков", - сказал министр. По его словам, в тексте документа четко написано, что передаче не подлежат предметы из музейного, библиотечного и архивного фондов.
В свою очередь замминистра экономического развития РФ Игорь Манылов считает, что у музейного сообщества нет оснований для беспокойства в связи с подготовленным законопроектом о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.
"Конечно, вопрос о музейных ценностях волнует музейное сообщество. И нас волнует. Эти волнения никоим образом не связаны с законопроектом", - заявил Манылов. По его словам, в последнем тексте, который сейчас внесен на рассмотрение в Госдуму, есть специальное положение о том, что вопросы передачи музейных ценностей и архивов религиозным организациям не регулируются этим законом.
Заместитель министра подчеркнул, что если среди движимых вещей, передаваемых религиозным организациям, попадаются музейные ценности, "то они изымаются из перечня передаваемого имущества". Он отметил, что срок передачи объектов может достигать максимально шесть лет, при этом возможны ограничения - "по разным абсолютно причинам, в том числе техническим, финансовым и т.д."
"Все требования охранного законодательства также распространяются на новых собственников либо пользователей. А значит, есть возможность проверки состояния памятника культуры компетентными органами и принятия мер административного характера, если происходят какие-то нарушения. Льготного режима не устанавливается", - сказал Манылов. Касаясь вопроса о дальнейшем обсуждении законопроекта в Госдуме, он заявил, что "есть еще над чем поработать". В то же время чиновник выразил надежду, что "каких-то кардинальных изменений не будет".
Между тем Русская православная церковь не приветствует обострение дискуссии о передаче церкви имущества. "В последнее время создается впечатление, что обстановка вокруг фактов передачи ценностей церкви нагнетается. Это очень печально", - заявил председатель синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. По его словам Легойды, аконопроект не имеет никакого отношения к музейным фондам. "Мы можем твердо сказать, что в законопроекте не предусмотрен процесс передачи ценностей из музейных фондов в церковь", - подчеркнул Легойда.
Ранее более 40 деятелей искусства и науки призвали патриарха Московского и всея Руси Кирилла помочь приостановить уже запущенный процесс подготовки закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
"Передача Русской православной церкви многочисленных храмов и монастырей, многие из которых по-прежнему находятся в запустении, вызывает безусловную поддержку у любого культурного человека. Однако новый закон предполагает также передачу религиозным организациям памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием", - говорится в открытом письме работников искусства и науки патриарху.
Как отмечают авторы обращения, "число этих памятников невелико и на общем фоне составляет доли процента, но их значение невозможно переоценить". "За ними требуется постоянный уход, который возможно осуществлять только в режиме музейного хранения", - поясняется в письме.
В первую очередь это касается храмов, где сохранились росписи и иконостасы XI-XVII вв. Кроме того, к таким памятникам относятся произведения, являющиеся важнейшей частью государственных музейных собраний, библиотечных и архивных фондов.
Как считают деятели искусства и науки, в сегодняшней версии законопроекта, "разработанной в основном Министерством экономического развития, присутствуют положения, прямо противоречащие ряду норм действующего законодательства и угрожающие сохранению основ национальной культуры".
Как считают авторы письма, "под угрозой оказываются выдающиеся памятники архитектуры и монументальной живописи, а также музеи, архивы и библиотеки, десятками, а то и сотнями лет спасавшие, собиравшие, хранившие и изучавшие культурное наследие народов России".
"Лишение древних памятников их музейного статуса будет означать отказ от признания церковного и шире - религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведет к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу. Это породит в душах людей вместо любви, гармонии и мира, беспокойство, раздражение и взаимную вражду", - говорится в обращении.
Авторы обращения выражают надежду, что именно патриарх Кирилл "своим авторитетом сможет остановить поспешные и непродуманные действия властей, которые могут привести к безвозвратной потере нашего национального достояния - теперь уже под благовидным предлогом "восстановления справедливости".
"В качестве первой меры, ведущей к нормальному диалогу и цивилизованному решению накопившихся проблем, мы рассчитываем на обращение Вашего Святейшества к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить уже запущенный процесс подготовки закона о передаче имущества религиозного назначения", - сказано в письме.
Авторы документа убеждены, что в разработке закона наряду с представителями Церкви "непременно должны принять участие ученые, реставраторы и музейные работники, и составлен этот закон должен быть так, чтобы не угрожать ни сохранности памятников церковного искусства и архитектуры, ни целостности существующих музейных коллекций".
"К памятникам искусства нельзя относиться как к простому имуществу. Ни Церковь, ни учреждения культуры не должны стать заложниками текущей политики, а возможно, и чьих-то личных интересов", - подчеркивают деятели науки и культуры.
Письмо подписали более 40 деятелей науки и культуры. Среди них - руководители Государственного Исторического музея Александр Шкурко, Третьяковской галереи Ирина Лебедева, музеев Московского Кремля Елена Гагарина, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадий Попов, Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, Института археологии РАН Николай Макаров, Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Михаил Мейер, Государственного архива РФ Сергей Мироненко, Государственной Исторической библиотеки Михаил Афанасьев, кинорежиссер Павел Лунгин.
Между тем ранее сотрудники ведущих российских музеев написали письмо президенту РФ Медведеву, в котором призвали не передавать религиозные памятники из музейных фондов Русской православной церкви. Среди авторов обращения - сотрудники музея-заповедника "Московский Кремль", музея имени Андрея Рублева, Государственного исторического музея (ГИМ), НИИ Российской академии художеств. Всего под обращением стоит 150 подписей.
"Передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели", - говорится в письме, распространенном в Москве 19 февраля.
В письме музейщиков отмечается, что законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности" способен "нанести непоправимый ущерб культурному наследию России".
Тем временем другая группа российских деятелей культуры призвала музейщиков отказаться от "страхов" в вопросе передачи Церкви имущества религиозного назначения. "Вопрос сохранности памятников искусства, о которой пекутся противники возвращения церковного имущества, может быть успешно решен и в условиях нахождения этих раритетов в церковных стенах", - говорится в открытом обращении деятелей культуры президенту РФ.
Среди подписавших это обращение - народный артист РФ Николай Бурляев, завкафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Вяземский, писатели Валентин Распутин и Алексей Варламов, глава Союза писателей России Валерий Ганичев, замдиректора Института российской истории РАН Владимир Лавров, президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.
По мнению авторов документа, число случаев порчи древних икон, имевших место при их церковном хранении, "не идет ни в какое сравнение с размерами их утрат и безвозвратных потерь в музейных фондах". "Мы верим, что для сотрудников музеев настало время отказаться от устаревших воззрений и страхов. Невозможно отрицать значение вклада тех из них, кто в условиях господства государственного атеизма своим кропотливым подвижническим трудом сохранили для нас православные святыни", - сказано в обращении.
Его авторы убеждены, что обретение Церковью некогда утраченных ею храмов и святынь, "в числе которых бесценные шедевры, созданные древними мастерами, является не только актом восстановления исторической справедливости, но возвращением к первоначальному замыслу их создателей".
Со своей стороны директор Эрмитажа Михаил Пиотровский ранее заявил, что отказывается воспринимать передачу Церкви государственного имущества "как процесс восстановления справедливости".
"Разорять музеи, святилища и храмы культуры так же вопиюще несправедливо, как и разорять церкви. Мы знаем на своем национальном опыте, как вредны лозунг "грабь награбленное" и всякие переделы. Конфискация церковного имущества и распродажи музеев тоже прикрывались справедливыми на тот момент лозунгами, вплоть до помощи голодающим", - напомнил директор Эрмитажа. Он призывает политиков видеть в музеях "хранилище духовной культуры нации", а не руководствоваться "броской сиюминутной целесообразностью: захотели - отдали экспонат предпринимателю, захотели - выставили на западный аукцион, захотели - вывезли в дворцы и посольства, захотели - отдали Церкви". "Нельзя искупать свои грехи за счет невиновных", - подчеркивает Пиотровский.
При этом он считает, что острый публичный конфликт между музеями и Церковью не имеет под собой оснований, поскольку на самом деле "религия и культура не противостоят друг другу". Он отмечает, что, "по большому счету, музеям и Церкви нечего делить", ведь они делают одно общее дело - "институционально хранят и развивают духовное наследие народа и человечества", "взаимно дополняют друг друга и даже помогают друг другу в годы невзгод и непонимания".
"Музеям и Церкви надо договариваться напрямую, без посредников. Посредники нередко хотят замолить собственные грехи за чужой счет или использовать духовную энергию религии и культуры в целях весьма приземленных", - подчеркнул директор Эрмитажа.