Сорок самых-самых
Завершился 32-й ММКФ – самое главное кинематографическое событие года. Обозреватель interfax.ru Сергей Сычев делится своими впечатлениями о московском фестивале
Москва. 30 июня. INTERFAX.RU - Любой, кто хоть немного увлекается кино, делит год на "до ММКФ" и "после ММКФ", а также старается ничего не планировать на конец июня, в котором однозначно придется устроить марафон фильмов. За 10 дней фестиваля – 340 картин, которые надо посмотреть во что бы то ни стало. Обычно бывалые фестивальщики действуют так. Делят пополам количество фильмов: половина относится к российской программе, которая идет в Доме кино. К сожалению, за счет этого она автоматически оказывается на периферии фестиваля, потому что добираться от фестивального центра в "Октябре" туда неудобно, а также потому, что отечественные картины частью уже "посмотрены" на других фестивалях, частью еще посмотрятся в течение года. Зарубежные фильмы, которые идут в "Октябре", - гораздо большая редкость.
Итак, остается полторы сотни картин. Умножаем количество дней на максимально возможное число фильмов, которые можно посмотреть за день и не свихнуться, - у меня лично это шесть картин. Учитывая все фестивальные стрессы и необходимость высыпаться и обедать, оставляем сорок картин, которые теперь следует выбрать из кучи фестивальных программ. Дальше идет важная дилемма: смотреть или не смотреть конкурсные программы? В последние годы конкурсы ММКФ (основной и "Перспективы") были скучнейшими. Было такое чувство, будто туда попадают фильмы, которые ни на какой другой фестиваль не взяли. За премьеру, конечно, приходится платить свою цену, но кто сказал, что ею будет мучение зрителя? С другой стороны, все-таки в конкурсе есть своя интрига. Всегда обидно бывает на церемонии закрытия, когда приз получает фильм, который ты не видел. Да и просто можно поглазеть на именитое жюри – в этом году, скажем, им руководил Люк Бессон, которого мы все так любим. Его новым фильмом "Необыкновенные приключения Адель" фестиваль в этом году закрывался. В общем, надо решать с конкурсом, потому что это как раз больше половины возможных просмотров. Я лично который раз выбрал не смотреть его, за исключением русской картины "Воробей", которым дебютировал в игровом кино новосибирский документалист Юрий Шиллер, и шведской "Дорогая Элис" - за то, что ее снял Отман Карим, победивший несколько лет назад в ММКФ блестящим фильмом "О Саре". К слову, на этом ММКФ было очень мало приглашенных звезд в сравнении с прошлыми годами. Клод Лелуш (его фильм открывал ММКФ), Эммануэль Беар, упомянутый Бессон – и, в целом, все. Только несколько знаменитых французов. Фестиваль вообще получился очень французским: открытие и закрытие, глава жюри, несколько программ – везде Франция. Очень оригинально, хотя, возможно, связано с Годом Франции в России. Чтобы закончить с конкурсом, вот перечень призов:
"Золотой Святой Георгий" за лучший фильм получил венесуэльский режиссер Марсель Раскин "Брат". Про футбол. Этому же фильму достались "Слон" Гильдии киноведов и кинокритиков России и Приз зрительских симпатий.
Далее призы основного конкурса распределились так: Специальный приз жюри – "Албанец", реж. Йоханнес Набер (Германия, Албания), "Серебряный Георгий" за лучшую режиссерскую работу – Ян Кидава-Блоньский ("Розочка", Польша), "Серебряный Георгий" лучшее исполнение мужской роли – Ник Хелилай ("Албанец", Германия, Албания), "Серебряный Георгий" за лучшее исполнение женской роли – Вилма Цибулкова ("Как Рай земной", Чехия).
Председатель жюри конкурса "Перспективы" режиссер Джон Ирвин вручил приз картине «Реверс», реж. Борыс Ланкош (Польша). Победитель получил также 10 тысяч метров кинопленки Kodak.
ФИПРЕССИ вручила свой приз фильму "Как рай земной", реж. Ирена Павлазкова.
Федерация киноклубов России наградила фильм "Беса", реж. Срджан Каранович (Сербия, Словения, Франция, Венгрия, Хорватия).
Призы международного жюри Федерации киноклубов России: Специальный приз – "Как Рай земной", Специальный приз – "Разные матери", реж. Михай Ионеску, Тибериу Иордан (Румыния), Приз за лучший фильм из конкурса "Перспективы" – "Реверс", реж. Борыс Ланкош (Польша), Приз за лучший фильм из Российской программы – "Иванов", реж. Вадим Дубровицкий.
Специальный диплом жюри Российской кинокритики – "Коул", реж. Карл Бессаи (Канада).
Приз жюри NETPAC (Ассоциация по продвижению азиатского кино) – "Еда и девица", Минору Куримура (Япония).
Приз ИД "КоммерсантЪ" – "Авиаторша с Казбека", реж. Инеке Смитс (Нидерланды, Бельгия).
Специальный приз за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского "Верю. Константин Станиславский" получила французская актриса Эммануэль Беар, которая в благодарственной речи призналась, что часто прогуливала школу, мечтая начать сниматься в кино. А вообще церемония награждения приятно удивила лаконизмом и чувством юмора выступающих, которые подкидывали друг другу шутки. Люк Бессон где-то потерял наушник с переводом, поэтому шуток не понимал и добродушно улыбался всем выступающим. За этой загадочной улыбкой скрывается бесконечная загадка для меня, на которую Бессон не успел ответить: каково ему, который в каждом фильме доводит полет своей фантазии до заоблачной высоты, смотреть конъюнктурное фестивальное кино с его суровым реализмом "под документ"?
Но у нас все еще не составлена программа просмотров! Хорошо. Главной программой последних нескольких лет была и осталась "Свободная мысль". Это подборка лучших зарубежных неигровых фильмов за год, и увидеть их в России больше не получится, если, конечно, Земля не сдвинется с орбиты. Эту программу нужно смотреть почти целиком. Кроме самой распространенной социальной документалистики о проблемах "маленького человека", экологии и политики, тут обнаружилось несколько маленьких шедевров, которые, наверно, можно выкачать с какого-нибудь сайта и посмотреть, если интересно: искусство должно принадлежать народу. Лучшим фильмом программы в этот раз оказался "Женщина с пятью слонами" (реж. Вадим Ендрейко) – немецкий фильм, который можно считать ответом дормановскому "Подстрочнику". Под прицелом камеры старая переводчица родом из России, всю жизнь посвятившая переводу на немецкий Достоевского. Ее рефлексия, объединенная с историей ее жизни и бытовыми подробностями, поражает своей глубиной. Светлана Гайер надолго войдет в сознание зрителя, который весь фильм будет погружен в ее напряженное размышление. Новый фильм Перрена "Океаны" имеет все шансы повторить успех его же "Птиц", поэтому о нем лишний раз говорить не буду. Зато можно упомянуть, например, новый фильм Фреда Уайзмена "Танец: Балет Парижской оперы", в котором очень сильно заметно, насколько классик "прямого кино" сильнее любит Францию, чем Америку. Или провокативную комедию "Согласные на все исправляют мир" с ее робингудствующими жуликами, изрекающими от имени крупных корпораций обещания безумной по масштабу благотворительности. Или короткометражку "До востребования" польского классика Марцеля Лозиньского, снятую как будто в продолжение великой "Ночной почты" Райта и Уоттса. В общем, "Свободную мысль" надо смотреть почти целиком – это больше 20 фильмов, то есть половина списка.
Следующей по важности идет программа Петра Шепотинника "8 ½ фильмов". Это фильмы, которые должны открывать новые горизонты в кинематографе, и за долгие годы своего существование эта программа обросла таким количеством поклонников, что попасть на ее сеансы часто невозможно даже журналистам с аккредитацией типа "можно все". В этом году среди ее фильмов я бы отметил абсолютно безумную притчу "Символ" Хитоси Мацумото, в которой метафизические бредни о взращивании божества в тепличных условиях переплетаются с реалистическим рассказом о подготовке к бою рестлера-неудачника. "Хочу свистеть – свищу!" скоро выйдет в прокат, и о нем мы поговорим отдельно, а вот про "Евразийца" Шарунаса Бартаса стоит сказать пару слов. Это драма из мафиозной жизни, которая доказывает, что Россия полностью включилась в преступную систему Европы. Герой фильма, французский бандит, мечется по Прибалтике, России и Польше, чтобы выпутаться из очередной передряги, повсюду у него дешевые любовницы и люди, которые готовы его прихлопнуть при первой возможности. Разницы между культурами больше нет, и беспредел окончательно воцарился над миром.
Оставшиеся десять картин можно сформировать довольно быстро. Что-то обязательно следует смотреть из третьей части программы "Социалистический авангард" - элитарного действа, происходящего в ВИП-зале "Октября", где каждый показ старого советского фильма предваряется обстоятельной лекцией. Необходимо ознакомиться с новыми, но традиционными для этих режиссеров фильмами Алена Рене и Жана-Люка Годара. К этому добавим новый триллер от Поланского. Фильмы открытия и закрытия фестиваля. Парочку старых-добрых из многочисленных ретроспектив, среди которых, кроме подборок культовых фильмов по разным версиям, были еще Куросава, Шаброль, Леоне и Бессон. Я лично из-за всего этого многообразия пропустил новую трилогию "Интонация" Сокурова и очередную притчу Киаростами "Копия верна" - во многом по причине программки, шаблон которой от фестиваля к фестивалю становится все более дурацким и неинформативным. Например, в ней не пишут фамилию режиссера, зато торжественно ставят хронометраж и англоязычную версию названия.
А все ж таки приятно провести эти праздничные десять дней в кинотеатре "Октябрь", плюнув на жару, дорогущие кафешки поблизости, хамоватых охранников, ужасно составленное расписание и кучу других особенностей ММКФ. Все они меркнут перед тем фактом, что перед нами простирается самая высокая концентрация шедевров в стране, особенно после серости кинотаврской программы. Из сорока правильно выбранных фильмов десяток помнится еще год, а парочка – всю оставшуюся жизнь. Я поздравляю всех, кто смог попасть на этот карнавальный период и теперь может спокойно приходить в себя на каком-нибудь уютном пляжике. Остальным – просто сочувствую.
Обозреватель Сергей Сычев