МВФ пугает Россию замедлением
МВФ выдал очередную порцию рекомендаций в адрес России и предупредил, что если власти не будут им следовать, рост российского ВВП может замедлиться до уровня ниже 3,5% в год. Однако аналитики полагают, что рекомендации фонда вряд ли станут откровением для правительства РФ
Москва. 29 июня. FINMARKET.RU - Международный валютный фонд (МВФ) выступил с очередной порцией рекомендаций в адрес российских властей, призывая их ускорить структурные реформы. Фонд рекомендовал России начать немедленное сокращение бюджетных стимулов, снизить бюджетный дефицит, провести реформу здравоохранения и пенсионного обеспечения, включая резкое повышение пенсионного возраста, а также реформу банковского регулирования. В противном случае фонд предупреждает о резком замедлении - ниже 3,5% в год - роста российского ВВП в среднесрочной перспективе. Однако, указывают аналитики, правительство РФ вряд ли при принятии экономических решений будет руководствоваться этими стандартными рекомендациями МВФ, ведь Россия уже давно не берет кредитов у фонда, а является его донором.
МВФ опубликовал на своем сайте очередной обзор состояния российской экономики по итогам ежегодных консультаций миссии фонда. В обзоре фонд предупредил, что в случае медленной реализации структурных реформ, при отсутствии нового бума на нефтяном рынке макроэкономическая политика российских властей может привести к замедлению темпов роста экономики России. "Наши прогнозы предполагают рост в среднесрочной перспективе с темпами ниже 3,5% - при сценарии, предполагающем сохранение прежней политики", - говорится в размещенном на сайте МВФ обзоре.
Что же советует МВФ российскому правительству и ЦБ, чтобы активизировать рост? Набор мер, в принципе, стандартный. "Для обеспечения более позитивных перспектив роста экономики необходима политика, которая радикально отличается от прошлой. Приоритет состоит в опережающем проведении структурных реформ, чтобы поддержать отказ от бюджетных стимулов, улучшении инвестиционного климата, увеличении потенциальных темпов роста. Денежно-кредитная политика должна быть жестко сфокусирована на контроле инфляции в контексте более гибкого обменного курса рубля. Необходимы действия для полного оздоровления банковского сектора и создания базы для устойчивого возобновления кредитной экспансии", - говорится в обзоре.
Одна из рекомендаций фонда, по сути звучащая из года в год, - это необходимость отказа от бюджетного стимулирования экономики. "Отказ от стимулирующих мер должен начаться сейчас и набрать темп в 2011-12 годах", - считают эксперты фонда. При этом российские власти должны запланировать отмену в ближайшие годы произведенных ранее увеличений уровня бюджетного дефицита. По мнению МВФ, уже произведенное в рамках изменений к бюджету-2010 увеличение бюджетных расходов вызывает сожаление, а перспектива нового увеличения осенью - беспокойство. "Пока нет твердой стратегии по сворачиванию огромных бюджетных стимулов", - констатирует МВФ. Фонд озабочен, что российские власти не смогут отказаться от увеличения бюджетных расходов, произведенных в ходе кризиса. "Достижение необходимой бюджетной консолидации может оказаться сложной задачей. Бюджет стал более негибким: из общего объема роста не-нефтяного дефицита в 8,5% ВВП по сравнению с докризисным уровнем, три четвертых связаны с постоянными затратами, в том числе 4,5% приходятся на повышение пенсий", - отмечается в отчете.
Таким образом, констатируют эксперты фонда, срочной задачей является возобновление реформ в государственном секторе, включая здравоохранение, пенсионную систему. "Пенсионная система нежизнеспособна без всеобъемлющих реформ, включая постепенное, но значительное повышение пенсионного возраста", - говорится в документе.
Ключевым приоритетом МВФ называет улучшение инвестиционного климата. Это предполагает сокращение вмешательства государства в экономику, реформу судебной системы, реализацию планов по приватизации госсобственности, вступление в ВТО.
МВФ рекомендует российским властям поставить задачу снижения инфляции до 5-6% в текущем году с дальнейшим ее снижением в 2011 году. Фонд предупреждает, что возможный возврат к политике сдерживания роста номинального курса рубля "может вновь вызвать ускорение инфляции до двузначных цифр". В этой связи МВФ считает целесообразным поддержание более гибкого курса рубля.
В банковском секторе, по мнению фонда, необходимо улучшить систему надзора, классификации ссуд, чтобы оценить достаточность капитала кредитных организаций, качество их активов, провести докапитализацию банковской системы.
Однако, несмотря на в целом тревожные оценки перспектив российской экономики, на 2010 год МВФ свой прогноз роста ВВП, наоборот, улучшил. Согласно обзору, МВФ прогнозирует рост российского ВВП в 2010 году на уровне 4,25% (прежний прогноз - около 4% при инфляции в 6%). Кстати, не так давно свой прогноз роста экономики пересмотрело и Минэкономразвития - с 3,1% до 4%. По предварительным данным Росстата, ВВП РФ в I квартале вырос по сравнению с тем же периодом 2009 года на 2,9%.
Между тем, эксперты полагают, что российские власти при определении макроэкономической политики вряд ли будут руководствоваться рекомендациями МВФ. Аналитик BNP Paribas Юлия Цепляева в интервью "Финмаркету" отметила, что в целом рекомендации МВФ носят характер консенсуса стандартных мнений экономистов, что надо сделать. "Одно дело, когда предлагается что-то оригинальное, свое, и совсем другое дело, когда предлагается какой-то консенсус", - отметила эксперт. С другой стороны, напомнила она, в отличие от стран, заинтересованных в получении ресурсов фонда, у России нет такой необходимости.
"Я не думаю, что рекомендации фонда влияют на мнение и намерения российских властей. К сожалению, МВФ не может похвастаться успешным сотрудничеством с Россией в предыдущие трудные времена, их советы никак не сгладили кризис 1998 года. Советы фонда носят рекомендательный характер, и я не думаю, что именно к ним прислушивается российское руководство", - считает аналитик. По ее словам, в условиях, когда Россия является донором финансовых ресурсов для МВФ, то есть не просит денег, а, напротив, готова выкупить облигации МВФ для финансирования фонда, "мнение фонда о России интересует только сам фонд".
Что касается конкретных рекомендаций фонда, то относительно необходимости резкого повышения пенсионного возраста Ю.Цепляева отметила: "Многие вещи хорошо понимаются, но по многим причинам, в том числе политическим, так поступать нельзя. Сомневаюсь, что в момент, когда дела в экономике пошли лучше, чем в прошлом году, кто-то может заявить, что пенсионный возраст будет увеличен не когда-нибудь в отдаленной перспективе, а, например, с 1 января 2011 года". Вместе с тем, она отметила, что существуют огромные проблемы с несбалансированностью бюджета Пенсионного фонда, с постоянной необходимостью трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд.
Что касается взятого российского властями курса на снижение бюджетных расходов и сокращения бюджетного дефицита, то, полагает экономист, в этом нет никакой заслуги МВФ. "Здравый смысл подсказывает, что бюджетный дефицит необходимо снижать", - отметила Ю.Цепляева.
Ранее сообщалось, что дефицит бюджета РФ в 2010 году прогнозируется на уровне 5,4% ВВП, в 2011 году его предполагается снизить до 4% ВВП, в 2012 году - 3% ВВП, в 2013 году - 2% ВВП. На нулевой дефицит бюджета планируется выйти в 2015 году. "Нам нужно также сокращать дефицит. Мы в таком же положении, как и Германия, Франция, так что нам этого не избежать. () Нам сокращаться все равно придется. Значит, у нас должны быть программы, которые все же придется сокращать. Нам этого не избежать", - говорил ранее министр финансов РФ Алексей Кудрин.