Уолл-стрит проиграла Вашингтону
Конгресс США согласовал радикальную реформу финсистемы. Президент Барак Обама доволен тем, что лоббистские усилия Уолл-стрит оказались напрасны: в финальный текст проекта закона вошли 90% его предложений. Но реформа будет не так сурова, как опасались финансисты
Вашингтон. 29 июня. FINMARKET.RU - Палата представителей и Сенат Конгресса США планируют на этой неделе принять в окончательном виде законопроект, предусматривающий радикальное ужесточение финансового регулирования в США, после того как парламентариям удалось согласовать компромиссный вариант документа. Согласованный документ предусматривает самое значительное реформирование системы финансового регулирования в США, по крайней мере, с 1930-х годов.
Целью законопроекта, получившего название билль Додда-Фрэнка (по именам главы комитета по финансовым услугам Палаты представителей Конгресса Барни Фрэнка и сенатора Кристофера Додда, возглавляющего банковский комитет верхней палаты Конгресса) является защита потребителей финансовых услуг от появления рискованных продуктов, сокращение рисков для финансовой системы, более тщательное отслеживание новых угроз для рынков и предоставление регуляторам больших полномочий по надзору за банкам и финансовыми учреждениями с целью избежать в будущем ситуаций, в которых потребуется их спасение за счет налогоплательщиков.
Соглашение предоставляет наиболее ясную с момента финансового кризиса картину того, как рынки и правительство будут взаимодействовать в течение следующих десятилетий. Общий смысл - крупные финансовые компании оказываются на более жестком поводке, отмечала The Wall Street Journal.
Президент США Барак Обама в радиообращении в субботу заявил, что законопроект согласован, хотя Уолл-стрит "потратила миллионы долларов и наняла армию лоббистов", чтобы его остановить. По его словам, в финальный текст вошли 90% всех его предложений по реформированию финансового сектора, и это обеспечит защиту прав граждан на рынке финансовых услуг и предотвратит повторение финансового кризиса.
В январе Барак Обама предложил отделить инвестиционные подразделения банков от подразделений, осуществляющих собственно банковскую деятельность, назвав эту инициативу "правилом Волкера" по фамилии советника президента США по экономическим вопросам, бывшего главы Федеральной резервной системы Пола Волкера. Законодатели согласились на это правило, в результате чего кредитно-финансовые учреждения, которые сделают выбор в пользу собственных торговых операций, потеряют возможность пользоваться банковскими привилегиями, а крупные банки должны будут отделить подразделения, занимающиеся торговыми операциями за счет собственных средств. Как отмечали аналитики, это может снизить прибыли финансовых организаций (например, Goldman Sachs получает за счет этих операций около 10% выручки).
В то же время, меры, зафиксированные в финальном 2000-страничном тексте, оказались все же менее жесткими, чем опасались многие на Уолл-стрит, и руководители многих банков США могут вздохнуть с облегчением.
Законодатели решили смягчить так называемое "правило Волкера" в другом: банки смогут по-прежнему вкладывать средства в хедж-фонды и фонды частных инвестиций, хотя и в объеме, не превышающем 3% от их капитала первого уровня, и владеть не более чем 3% капитала этих фондов.
Законопроект также ограничивает возможности банков, участвующих в программе федерального страхования, в торговле деривативами. Для такой торговли, которая в том числе включает сделки с сырьем, банкам необходимо будет создавать отдельные аффилированные компании (первоначально, однако, речь шла о полном запрете). Разрешено будет также сохранить операции со свопами, если они используются банками для страхования рисков. Вопрос о свопах оказался одним из центральных, так как именно на них "погорел" финансовый гигант AIG.
Хотя рейтинговые агентства теперь и можно будет судить за ошибочные рейтинги, отложена реализация идеи, согласно которой отбор агентств для рейтингования бумаг, обеспеченных пулом активов, должен был бы осуществлять специальный орган.
Пакет включает в себя также создание совета из представителей регулирующих органов США для отслеживания системных рисков в финансовой системе; наделение Федерального резерва функциями по надзору за крупнейшими финансовыми институтами; наделение правительства правом брать под контроль проблемные финансовые организации, проводить их реорганизацию; создание механизмов регулирования рынка производных инструментов и повышения его прозрачности за счет создания механизмов биржевой торговли; введение системы надзора для хедж-фондов и фондов частных инвестиций.
Палата представителей одобрила законопроект в конце прошлого года, Сенат - в мае, однако в собственной редакции. В результате потребовалось создание согласительной комиссии. Теперь законопроект будет направлен на раздельное голосование в обе палаты парламента, которое может состояться уже на следующей неделе. В случае одобрения документ будет направлен на подпись президенту к 4 июля.