Зря поправили бюджет?
МВФ считает неправильным шагом уточнение параметров российского бюджета на текущий год. Эксперты также ожидают, что дефицит его будет выше, чем запланировано, и составит 5,9% ВВП. Вместе с тем, прогнозы фонда в отношении роста ВВП РФ и уровня инфляции в текущем году улучшены
Москва. 15 июня. FINMARKET.RU - Международный валютный фонд (МВФ) добавил немного оптимизма в свои прогнозы для российской экономики. Теперь эксперты фонда ожидают, что подъем ВВП РФ по итогам текущего года составит 4,25%, а потребительские цены вырастут всего на 6%. В целом такие оценки очень близки к уточненному прогнозу Минэкономразвития. Однако нефтяные цены, ставшие ранее объектом дискуссии в российском правительстве, по прогнозу МВФ, будут несколько ниже, нежели заложено в российском бюджете. На этом фоне и дефицит его будет больше - не 5,4% ВВП, как планируется, а 5,9% ВВП, считают эксперты. Да и вообще, уточнение параметров бюджета - неправильный шаг, отмечают в МВФ.
Обстоятельства изменились
Новый прогноз МВФ, в соответствии с которым российская экономика в 2010 году прибавит около 4,25%, а инфляция к концу года составить 6%, во вторник в Москве озвучил глава миссии фонда в России Пол Томсен. Ранее, напомним, МВФ прогнозировал, что российская экономика в этом году вырастет на 4%, а инфляция составит 7%.
"Изменились обстоятельства, появились новые факты. Восстановление экономики, похоже, идет более активно, чем раньше. Фактическая инфляция оказалась несколько ниже, чем мы ожидали. Мы сейчас полагаем, что Россия может достичь лучших показателей по итогам года", - сказал П.Томсен.
При этом, по словам главы миссии МВФ, России в среднесрочной перспективе следует перейти к инфляционному таргетированию. В МВФ полагают, что ЦБ РФ следует ориентироваться на уровень инфляции ниже 5% в 2011 году. "Что касается денежно-кредитной политики, то она должна сосредоточиться на дальнейшем снижении инфляции, и в этом отношении мы приветствуем повышение гибкости обменного курса, произошедшее за последний год", - добавил П.Томсен.
В начале апреля председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев сообщил, что Россия в течение 1-1,5 лет могла бы очень близко подойти к режиму "свободного плавания" в валютном регулировании. При этом он отметил, что валютные интервенции с целью воздействия на валютный курс рубля даже после перехода к такому режиму будут возможны, но они будут меньше по масштабам, чем в настоящее время.
Отметим, что по уточненным прогнозам Минэкономразвития, рост ВВП РФ в базовом сценарии ожидается на уровне 4% в 2010 году, инфляция - 6-7%.
В настоящее время Еврокомиссия ожидает роста ВВП РФ на 3,7%, Европейский банк реконструкции и развития прогнозирует рост на 4,4%, Всемирный банк - на 5-5,5%, Morgan Stanley - на 6,5%. Ранее Bank of America Merrill Lynch снизил оценку роста российского ВВП в 2010 году с 7% до 5,5%.
Чуть больше дефицита
По оценке Международного валютного фонда, дефицит российского бюджета в текущем году может составить 5,9% ВВП. "На самом деле наши предположения по цене на нефть несколько ниже, чем те, которые предусмотрены в бюджете РФ. Если бюджет будет исполняться, как запланировано, то, по нашим расчетам, дефицит в нынешнем году составит 5,9% ВВП, в случае недоисполнения бюджета дефицит, конечно, будет ниже", - сказал П.Томсен.
Напомним, что российское правительство 10 июня одобрило поправки в федеральный бюджет 2010 года, которые предусматривают, в частности, снижение дефицита до 2 трлн 428,6 млрд рублей, или 5,4% ВВП, вместо ранее запланированных 2 трлн 936,9 млрд рублей, или 6,8% ВВП. Ранее министерство экономического развития пересмотрело прогноз среднегодовой цены на нефть в текущем году до $75 за баррель Urals.
При этом доходы федерального бюджета на текущий год предлагается увеличить с 6 трлн 950 млрд рублей (16,1% ВВП) до 7 трлн 783,8 млрд рублей (17,3% ВВП). Объем нефтегазовых доходов также увеличивается - с 3 трлн 194,7 млрд рублей (7,4% ВВП) до 3 трлн 744,3 млрд рублей (8,3% ВВП). Прогноз ненефтегазовых доходов увеличен на 284,2 млрд рублей - до 4 трлн 039,5 млрд рублей (9,0% ВВП).
"На следующий год, мы считаем, что нужно будет провести значительное дальнейшее сокращение ненефтяного дефицита, мы считаем, что цель по сокращению ненефтяного дефицита в размере 4,5% ВВП, которая была в прошлом году принята в среднесрочном бюджете, остается целесообразной и экономически обоснованной", - заявил П.Томсен.
"Это должно стать главным якорем для бюджетной политики, потому что общий дефицит движется вверх и вниз и изменяется в зависимости от волатильности цен на нефть", - отметил глава миссии.
По его словам, для успешного сворачивания бюджетного стимулирования экономики МВФ рекомендует правительству РФ ускорить проведение реформ в государственном секторе
"Мы полагаем, что для того, чтобы свернуть масштаб бюджетного стимулирования (экономики), необходимо, чтобы правительство РФ ускорило реформы в госсекторе, такие как пенсионная реформа, реформа здравоохранения, сферы социальных услуг, иначе это бюджетное стимулирование свернуть будет невозможно", - сказал П.Томсен.
Неправильным путем…
В целом же МВФ не поддерживает уточнение российскими властями параметров бюджета-2010. "Мы считаем, что, в принципе, не стоит проводить частые поправки бюджета, что касается нынешнего бюджета, мы считаем, что это шаг в неправильном направлении", - отмечает П.Томсен.
"Принятие поправок (в бюджет-2010) увеличивает ненефтяной дефицит, а также увеличивает масштабы бюджетного стимулирования, пусть совсем не намного, но, тем не менее, это увеличение мы считаем неправильным шагом", - пояснил П.Томсен.
"Мы считаем, что необходимо отказаться от практики принятия поправок в бюджет, что бывает раз в год, а может быть, даже и чаще. Начиная с середины 2000-х годов, с 2004-2005 годов, за исключением кризисных лет, бюджеты шли в неправильном направлении", - сказал он.
По словам П.Томсена, принятие поправок в бюджет "только увеличивало спрос, хотя инфляция подсказывала, чтобы бюджетная и налоговая политика этот спрос ужимала".
Впрочем, отметил он, такое изменение не несет каких-либо угроз. "Мне хочется подчеркнуть, что мне не видится никаких непосредственно сейчас возникающих угроз", - сказал глава миссии МВФ в России.
Что такое хорошо и что такое плохо
Несмотря на достигнутый прогресс в совершенствовании регулятивной системы РФ, определенные проблемы сохраняются, признает миссия МВФ. "Остаются некоторые серьезные недостатки, в том, что касается системы классификации кредитов в определении того, не попадает ли ссуда в разряд плохих кредитов", - сказал П.Томсен.
По его словам, беспокойство вызывает также вопрос связанного кредитования между банками и их собственниками, которое создает значительную нестабильность в любой банковской системе.
"Нас беспокоит не то, что банки могут попасть в сложную ситуацию, нас волнует то, что если их балансы не являются здоровыми, в этом случае у них может не хватить ресурсов чтобы кредитовать экономику и способствовать ее восстановлению, необходимые ресурсы могут не достичь наиболее динамично развивающихся предприятий, которым они нужны", - отметил он.
При этом МВФ считает, что в целом ЦБ РФ хорошо справился с кризисом, включая меры, принимавшиеся в отношении финансового сектора. Однако эксперты подчеркивают существование целого ряда обстоятельств, которые затрагивают и ограничивают действия регулятора.
"Мы считаем, что ЦБ следует наделить расширенными полномочиями в области регулирования и в немалой степени это относится к связанному кредитованию", - сказал П.Томсен. "Кроме того, мы считаем, что ЦБ совершенно обоснованно временно, на период кризиса, приостановил действие некоторых регулятивных требований, так же обоснованно недавно объявил о готовности вернуться к ранее действовавшим стандартам", - добавил он