Во всем виноват юань
Валютная политика Китая создает препятствия для восстановления мировой экономики, заявил глава минфина США Тимоти Гайтнер. КНР ревальвирует валюту, но "в свое время", а не под давлением США, отмечают эксперты
Вашингтон/Пекин. 11 июня. FINMARKET.RU - Вашингтон заждался ревальвации юаня. В четверг министр финансов США Тимоти Гайтнер ужесточил риторику в отношении Пекина, заявив, что валютная политика КНР мешает устойчивому росту глобальной экономики. Эксперты, впрочем, не ожидают отмены привязки курса китайской нацвалюты к доллару в ближайшее время. Тем не менее, темпы роста цен в Китае ускоряются, и это играет на руку американским властям в данном вопросе.
Нынешний курс юаня приводит к экономическим перекосам и "за пределами границ Китая", заявил Т.Гайтнер, выступая в финансовом комитете Сената. По его словам, американские рабочие и компании "должны иметь возможность для справедливой конкуренции на мировом рынке".
"Искажения, которые вызывает валютная политика Китая, выходят далеко за границы этой страны и являются препятствием для восстановления баланса в мировой экономике, - заявил министр. - Увеличение гибкости юаня позволит КНР следовать более эффективной и независимой кредитно-денежной политике, что особенно важно сейчас, когда в экономике страны есть риски инфляции". Кроме того, по его словам, укрепление курса юаня позитивно отразится на китайских потребителях.
По словам Т.Гайтнера, "реформа валютной политики Китая критически важна для США и всей мировой экономики". "Это и в интересах самого Китая, поскольку позволит валютному курсу отражать рыночные тенденции", - процитировало его агентство Bloomberg.
Министр сказал, что прогресс по этому вопросу для США сейчас "очень важен", и дал понять, что ожидает результативного обсуждения этого вопроса на предстоящей встрече G20 в Торонто.
Отметим, что ранее власти США неоднократно и настойчиво требовали от Китая ревальвации нацвалюты. При этом Конгресс занимает жесткую позицию в отношении необходимости введения санкций в отношении КНР в связи с его курсовой политикой, а американская администрация до сих пор стремилась избежать прямой конфронтации с Пекином, предпочитая метод политического давления.
В апреле дефицит баланса внешней торговли США составил $40,3 млрд, достигнув максимального уровня с декабря 2008 года. На Китай из этой суммы пришлось $19,31 млрд против $16,9 млрд в марте. КНР, тем временем, увеличила в мае экспорт на 48,5%, профицит торгового баланса страны при этом вырос по сравнению с апрелем более чем в 10 раз - до $19,5 млрд.
Впрочем, инвесторы не ждут скорой ревальвации юаня. Большинство респондентов - участников квартального опроса агентства Bloomberg, считают, что это произойдет как минимум через год
"Сочетание некоторой стабилизации на рынках, комментариев Гайтнера, а также сильных данных по китайскому экспорту усиливает ожидания ревальвации", заявил главный валютный стратег в Credit Agricole CIB в Гонконге Митул Котеча. - Китай сделает это в свое время, и не под давлением США".
Между тем, китайская экономика подает все больше признаков перегрева. В мае потребительские цены в стране выросли на 3,1% в годовом выражении, свидетельствуют опубликованные в пятницу Национальным статистическим бюро данные. При этом аналитики, опрошенные Bloomberg, ожидали инфляции на уровне 3%, что соответствует прогнозу китайского правительства на весь 2010 год. В апреле цены выросли на 2,8%. Таким образом, инфляционное давление на китайскую экономику, о котором говорил Т.Гайтнер, действительно, растет. Однако власти КНР в последнее время предпринимают шаги для ограничения кредитной экспансии, спекулятивных операций с недвижимостью, и эти меры, похоже, начинают давать эффект. В этой связи многие эксперты ожидают постепенного снижения инфляционного давления в ближайшие месяцы.
Впрочем, на фоне значительного подъема доллара в паре с евро в последнее время, юань, фактически привязанный к курсу американской валюты, повысился к корзине основных мировых валют. Как сообщала ранее
газета The New York Times, резкое падение евро делает китайские компании менее конкурентоспособными в Европе, которая является для них крупнейшим рынком, а также усложняет любые попытки сломить привязку китайской нацвалюты к доллару.