Язвы, разбавленные природой

В Москве вновь World Press Photo – лучшие фотографии СМИ прошлого года. Правда, рассказывает выставка не столько о гениальных фотографах, сколько о политических и социальных штампах современности

Фото: Mohammed Salem/Reuters

Москва. 11 июня. INTERFAX.RU – Приезд World Press Photo, одной из самых известных фотовыставок в Москву, которая является отчетным мероприятием одноименного конкурса, можно считать событием. В Россию привозят фотографии лучших из лучших репортажных фотографов, тех, кто, по мнению жюри конкурса, сумел превратить отдельные кадры репортажа в произведения искусства. Самые различные номинации – от горячих новостей и событий до портретов и спорта. Фотографы из разных стран. Десятки фотографий. Казалось бы, можно радоваться. Но из года в год World Press Photo, к сожалению, становится по ощущениям все более статичным и однообразным представлением.

Можно было бы с облегчением вздохнуть – в кои-то веки раз проблема не в нас самих. Не мы выбираем. Но это не меняет ощущения от выставки. Достижения мировых фотографов, работающих для прессы, превращаются в выставку весьма претенциозно отобранных социальных и политических язв, разбавленных для разнообразия спортсменами и природой. Причем последняя выигрывает – фотография зимородка, которые закрывает третье веко, номер один в номинации природа этого года, завораживает в разы сильнее, чем бегущие по улицам иранские граждане с дипломатами в руках.

В остальном же все просто и понятно. Мир репортажных фотографов World Press Photo политизирован – поэтому на почетных местах снимки из Ирана победителя конкурса, фотографа-фрилансера Пьетро Мастурцо: граждане не согласны с выборами главы государства. Если вспомнить, что буквально во вторник СБ ООН ввел санкции в отношении этой страны, то все становится еще более уместным. Второе место – Мохаммед Салем, израильские фосфорные бомбы над Газой. Опять угадали – в свете расстрела "флотилии мира" этот снимок как нельзя кстати. В этом году еще Мадагаскар и Гвинея-Бисау, Латинская Америка, корчи и кровь. Плюс американские солдаты в Ираке (без них - никуда). Не ищите здесь мадонн с младенцами и просветленных, в чести страдания, но так странно из года в год превращать это в некое открытие.

Конъюнктурная тема страданий работает и в прочих номинациях World Press Photo. Почетное первое место в разделе "Повседневная жизнь. Сюжеты" отдано фотографиям ребенка, больного аутизмом. Фото юноши, которого, как повествует кэпшен, императив совершенства внешнего облика довел до анорексии, – первое место в "Портретах". Страдания прививаются социальным аспектом. Поэтому, вот вам, пожалуйста, андрогинные подростки (hipster-time) и мальчик, который на самом деле чувствует себя девочкой (в фильме Boys don‘t cry нам уже подробно рассказали об этой социальной проблеме) – второе и третье места в номинации "Портреты. Сюжеты".

Наконец, вдохните, выдохните, отдохните. Те самые номинации спорт, природа и искусство. Здесь, правда, тоже дань социальному – целая подборка с хиппового фестиваля "Радуга", хиппи снова в моде. Ну ничего, зато без страданий. Если вы отдохнули, можно вернуться к политике. И вновь посмотреть на кровь, искаженные лица, оружие. Или голод – голодающая Африка, тема из года в год работающая и продуктивная. Голодающие африканские дети уже не один раз обошли мир в фотографиях. Мир страшен и несправедлив, об этом любят говорить на благотворительных акциях, которые, правда, зачастую превращаются в тусовки с вином и пустыми разговорами.

Представитель World Press Photo на открытии говорил, что одна из целей выставки – это новые имена. Приводил внушительные цифры – сколько же фотографий было прислано на конкурс. Разумеется, прозвучало и главное слово всех времен и народов последнего времени – миссия, возведение репортажа в ранг искусства. И вот ведь как, превращение фотографии в произведение искусства через обличение социальных язв могло бы вызывать сомнения как процесс, однако World Press Photo успешно доказывает нам, что это путь в некотором смысле продуктивный. И на финальной стадии собирающий обширную аудиторию.

В чем проблема, остается так до конца и не ясно. То ли в информационном рынке, который диктует жюри и фотографам темы, то ли в фотографах, которые выбирают наиболее простые пути соответствия стандартам. Публика же больше собирается у стендов с разделами "Искусство" и "Природа", чем у стендов с анорексиком или американскими солдатами, несущими нелегкую службу в Ираке. Вот это уже абсолютно понятно.

Выставка проводится на территории "Красного октября" и продлится до 11 июля.

Новости