"Яндекс" готовится к оценке
Главный поисковик Рунета планирует провести IPO, рассчитывая, в том числе, выйти таким образом на новый виток развития
Москва. 21 мая. INTERFAX.RU - Крупнейшая российская поисковая система "Яндекс" планирует осенью текущего года провести IPO на американской бирже NASDAQ. "Яндекс" планирует привлечь, по словам источника, от $500 млн до $1 млрд. При этом оценку всей компании в $5 млрд, прозвучавшую в СМИ, собеседник агентства назвал завышенной. Привлеченные средства необходимы поисковику, чтобы выиграть в конкурентную борьбу, которая обостряется буквально с каждым днем.
"Максимум $3 млрд", - сказал агентству "Интерфакс-АФИ" источник в банковских кругах. Организаторами размещения выступят Morgan Stanley, Deutsche Bank и "Ренессанс капитал". В "Яндексе" от комментариев отказались. Если оценку в $5 млрд аналитики восприняли скептически, то стоимость компании в пределах $3 млрд считают достаточно реалистичной.
"Выбор в качестве биржи для размещения NASDAQ понятен, если речь идет о крупном продуманном размещении", - говорит Константин Белов из "Уралсиба". На этой бирже размещается много технологических и интернет-компаний, при этом требования по размещению на NASDAQ выше, чем в Лондоне.
Основным источником доходов "Яндекса" является контекстная реклама. Между тем, баннерная реклама приносит "Яндексу" менее 20% выручки. В 2007 г. поисковик увеличил размер выручки в 2,3 раза - до $166,9 миллионов.
"Яндекс" принадлежит менеджменту и сотрудникам компании, а также ряду инвестиционных фондов, в частности более 30% владеют фонды Baring Vostok Capital Partners и ru-Net Holdings, 15% - фонд Tiger Technologies, около 30% - основатели "Яндекса" и 20% - его менеджеры и миноритарные акционеры.
По последним данным ComScore, мирового лидера в оценке показателей веб-сайтов, российский "Яндекс" стал третьим по популярности поисковиком в Европе, сгенерировав за март текущего года 2,2% запросов. Первые два места принадлежат Google (79%) и eBay, при помощи которого выполнено 3,1% поисков в Европе. В Рунете "Яндекс" лидирует на протяжении многих лет. По итогам 2007 г. при помощи "Яндекса" было произведено 54,5% запросов. Google накануне 2008 г. сумела стать вторым игроком на российском рынке поисковых систем (доля 17,2%), обогнав Rambler (15,6%).
Как отмечает руководитель лаборатории конвергенции факультета журналистики МГУ Иван Засурский, нынешнее положение "Яндекса" с точки зрения развития достаточно сложное: с одной стороны, у компании есть огромные доходы от рекламы и лидерство на рынке. С другой - проблема заключается в активности их конкурента Google, который постепенно набирает долю рынка поиска.
Таким образом, "Яндексу", которого атакует мощный конкурент, нужно выйти на новый уровень развития. Поисковик давно намеревался привлечь необходимые средства с помощью выхода на биржу. По словам эксперта, "Яндексу" нужны деньги и на покупки (хотя цены на интернет-ресурсы сейчас высоки), и на рекламу своих услуг, а также на разработки, открытие региональных офисов.
Константин Белов из "Уралсиба" также не исключает, что "Яндекс" будет вкладываться в приобретения, поскольку потребность в крупных затратах внутри компании невелика".
В 2005 г. холдинг Rambler Media разместился на Лондонской бирже. Оценка компании тогда составила $153 млн. На сегодня капитализация превысила $330 миллионов.
Не исключено, что еще один интернет-ресурс - Mail.ru - может выйти на IPO. Источник в банковских кругах подтвердил "Интерфаксу" информацию о готовящемся размещении головной компании интернет-холдинга Mail.ru ООО "Мэйл.ру". По его словам, размещение намечено на лето, в качестве площадки рассматривается Лондонская фондовая биржа.
По данным инвестбанкиров из Deutsche Bank и "Ренессанс Капитала", компания готовится провести IPO летом этого года, а "источник из Merrill Lynch отметил, что IPO может быть отложено на четвертый квартал". Как ожидается, организаторами размещения станут Citibank, Goldman Sachs и Credit Suisse. По словам источников, Mail.ru рассчитывает, что на момент размещения капитализация компании составит около $2 млрд, хотя аналитики ставят столь высокую оценку под сомнение.
Mail.ru не раскрывает свои финансовые показатели. В январе 2007 г. южноафриканский фонд Naspers за $165 млн купил 30% акций Mail.ru, а в ноябре 2007 г. еще 2,6% интернет-холдинга за $26 млн, таким образом, Mail.ru был оценен в $1 млрд. По состоянию на конец сентября 2007 г. ежемесячная аудитория сайта составила 35,3 млн пользователей. Mail.ru давно отошел от акцента непосредственно на поиск, активно развивают почту, социальные сервисы и прочее. Вице-президент Mail.ru по маркетингу Анна Артамонова сообщила "Интерфаксу", что "официальных данных о проведении IPO" у нее нет, однако компания "рассматривает IPO как один из путей развития".
Обозреватель Наталья Жогова