Поворот не туда
Режиссер Нил Бургер пытается открыть заново Америку, смотря на нее глазами американских солдат, вернувшихся с войны в Ираке. Его новый фильм "Крутой поворот" выходит на экраны российских кинотеатров
Москва. 9 июня. INTERFAX.RU – Три солдата, с различной степени ранениями, возвращаются домой из Ирака. В Нью-Йорк они прилетают как раз в те дни, когда во всем городе отключилась электрическая энергия и, в числе прочих неприятностей, были отменены все авиарейсы на несколько дней. Решив не ждать возобновления полетов, три, до этого незнакомых, человека арендуют вместе машину, чтобы доехать до работающего аэропорта в Сент-Луисе и завезти одного из них по пути домой. Несколько часов поездки в итоге превратятся в несколько дней, а путешествие в другой штат растянется на путь через всю Америку, во время которого герои многое поймут не только о самих себе, но и обо всем, что происходит вокруг.
"Крутой поворот" это позапрошлогодняя работа режиссера Нила Бургера, знакомого многим фильмом про противостояние фокусников во времена Николы Теслы "Иллюзионист". Новый фильм Бургера, в отличие от прошлого, максимально приближен к сегодняшней реальности и, в каком-то смысле, служит своему автору инструментом для того, чтобы заново открыть собственную страну, по-новому взглянуть на окружающих людей, используя для этого глаза человека, только что вернувшегося с войны. И, с целью охватить как можно больше мест на необъятных просторах США, режиссер решил использовать жанр "роуд-муви". Дорожное кино, действительно, прекрасный способ не только глубже раскрыть характеры героев, но и заставить работать детали из окружающей действительности, что, конечно, важно для фильма про Америку нулевых.
Что же отмечает Бургер в незаметных невооруженному глазу мелочах повседневной жизни американцев? Как оказалось, ничего, о чем мы не знали - либералы критикуют военную политику страны, а обычные жители даже не подозревают о какой бы то ни было критике и совершенно уверены в том, что солдаты в Ираке делают правильное и полезное дело; развлекательные телешоу они предпочитают аналитическим программам, а обычные автомобили милитаристским "хаммерам". Лучше всех все понимают сами солдаты, но, придя с войны, они теперь видят мир в абсолютно другом свете и многие из них из-за этого часто возвращаются обратно. Об этом прекрасно рассказала в прошлом году Кэтрин Бигелоу в своей картине "Повелитель бури".
В фильме Бургера мы видим три разных типажа солдата - уже седой сержант Чивер (Тим Роббинс), для которого возвращение домой это высшее из всех возможных благ, молодой солдат Ти Кей (Майкл Пенья), продолжающий армейские традиции своей семьи военных и сделавший службу в армии делом всей своей жизни, и Коли (Рэйчел МакАдамс), наивная и непосредственная девушка, непонятно каким образом оказавшаяся на войне, но, в силу своей доброты, воспринимающая действительность как данность и искренне верящая в правильность всего происходящего. Каждый из этих солдат имеет ранение и цель, с которой он приехал в Америку, и через эти две детали режиссер и открывает зрителю мир своих героев, а им самим дает представление о мире вокруг них. Не самое радужное, надо признать: режиссер не дает ответы на поставленные им же вопросы, он скорее уходит от них. Как, впрочем, и большинство остальной американской интеллигенции, к которой принадлежит и выпускник Йеля Нил Бургер.
Обозреватель Артем Ушан