Рожденный почти в СССР. 21-й год

Очередной кинофестиваль "Кинотавр" открылся в Сочи. О том, как "новую волну" российского кино пытаются превратить в цунами, рассказывает корреспондент "Интерфакса" из Сочи

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 июня. INTERFAX.RU - Новый "Кинотавр" всегда привлекает к себе всех людей, которые хоть как-то связаны с кинематографом. Прежде всего, конечно, бесплатными морем и солнцем, общением друг с другом, вечеринками до утра – попросту отдыхом. На втором месте стоит "важнейшее из искусств". Второе место – это не так плохо, нужно сказать. Смотреть кино в прохладном зале все равно лучше, чем изнывать от духоты в гостинице "Жемчужина" или мокнуть под неожиданным дождем в городе, где от погоды можно ожидать чего угодно. Всегда, к тому же, люди надеются на чудо – они увидят на экране нечто такое, после чего их жизнь навсегда изменится, встретят художника, которого прежде не было и не будет после.

На "звездной дорожке" щеголяют нарядами и спутницами (спутниками) знаменитости, среди которых – чуть ли не все известные в мире российского кино имена. Хотиненко, Лунгин, Гребенщикова, Певцов, Яценко, Охлобыстин, Бондарчук – кто угодно. Если не приехал Михалков, то его отсутствие на "Кинотавре" было восполнено многочисленными родственниками и друзьями, а фильм "Утомленные солнцем – 2" в местном салоне связи дарят на DVD за каждые 400 руб., положенные на счет. Отказаться нельзя, а тем, у кого нет нескольких сотен рублей на мобильную телефонию, "УС – 2" покажут в рамках фестиваля за просто так. Искусство должно принадлежать народу.

В самом начале церемонии открытия было объявлено буквально следующее: "Этот фестиваль посвящается поколению сверстников героя фильма "Курьер". Многие из этих людей до сих пор носят гордое звание "молодой кинематографист". Это правда: многие до сих пор почему-то считают себя режиссерами, и им верят, дают им деньги на фильмы, а зрителям потом приходится эту кашу расхлебывать. Ясно, что обладатель голоса, который провозгласил посвящение, не имел этого в виду, но, учитывая опыт последних нескольких лет, почему-то неприятные мысли сами лезут в голову. На экране кинотеатра "Зимний" кадры из советских лент смонтированы с отрывками из работ режиссеров нового поколения. Они должны бы подчеркивать преемственность традиций и высокого художественного уровня фильмов, но ведут к обратному эффекту: почему-то хочется пересмотреть старое, а к новому не рисковать прикасаться. Танцевальные номера открытия с шаржами на наших кинематографистов, живые классики нашего кино, присутствующие в зале, рождают скорее ностальгию, чем нетерпеливое ожидание перемен. И фильм "Курьер", который не раз упоминался во время открытия фестиваля (не только потому, что жюри полного метра возглавляет режиссер Карен Шахназаров), тоже на голову выше подавляющего большинства фильмов о молодежи. Григорий Добрыгин, ведущий церемонии, выглядит гораздо бледнее, чем в фильмах "Черная молния" и "Как я провел этим летом" (кстати, Алексей Попогребский руководит жюри короткометражек).

Медведев с Путиным прислали фестивалю телеграммы, в которых тоже очень радовались младому и не знакомому им, по-видимому, племени кинематографистов.

Режиссера Глеба Панфилова наградили на открытии фестиваля призом "За художественный вклад в отечественный кинематограф". "Большинство моих фильмов снято в СССР – в другой уже не существующей стране, увы! - сказал Панфилов. - Хочу пожелать тем, кто работает в современной стране, а это люди молодые, удачи, здоровья (оно очень пригодится со временем), терпения и заслуженного успеха". Певцов, который вручал приз, всем своим видом показал, что у него всего того, что пожелал Панфилов, в достатке, и пружинистым шагом грациозно умчался со сцены.

"Самое главное – что российское кино есть, вот что поразительно", - примирительно ответил ему в своей речи Карен Шахназаров. Дескать, раньше вообще никакого не было и казалось, что надо закрывать "Кинотавр" вовсе, а сейчас вон сколько снимают, есть из чего выбирать. В конце фестиваля станет ясно, насколько он прав, потому что в последнее время слишком часто можно услышать, что жюри не смогло найти достойного претендента на гран-при, а это 625 тысяч рублей. Пока что альманах "Москва, я люблю тебя!", показанный на открытии фестиваля, оказался сборником анекдотов о Москве, скучноватым и глянцевым. За пределами Садового кольца для его авторов существует только МГУ с его смотровой площадкой, да Москва-сити, а вообще география локаций так привязана к высоткам, что мы понимаем: культурных ориентиров для 18 авторов фильма не так уж много. Нельзя сказать при этом, что фильм плохой. Он профессионально сделан, там есть несколько забавных эпизодов и примеры хорошей актерской игры и режиссуры. И все же тут очень мало искусства, погоню за которым "Кинотавр" умудряется совмещать с тоской по жанровому кино: будто если оно появится, то наш кинематограф начнет жить и процветать. У молодежи фильм про любовь к Москве вызовет интерес. Клиповое мышление тяготеет к альманахам, не зря этот некогда почти исчезнувший жанр вновь набирает обороты.

Другая тенденция, документализм в игровом кино и снятие документальных критериев в неигровом стал основой для авторской программы Андрея Плахова "Летняя эйфория", о которой после стоит поговорить отдельно. Ряд других тематических программ останется в тени основного конкурса, так было всегда, в отличие от предстоящего ММКФ, где опять все пойдут на параллельные показы. Хотя могут случиться любые неожиданности. Фестиваль продлится до 13 июня, и как только что-то интересное произойдет, я немедленно об этом напишу.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости