"Аэрофлот" не хочет переплачивать
Аэрофлот будет закупать самолеты у "Ростехнологий" только по выгодным ценам, рассказал представитель авиакомпании. Кроме того, перевозчик подтвердил, что получал предложение о покупке самолетного бизнеса Ютэйр, но не заинтересовался им
Москва. 3 июня. FINMARKET.RU - Крупнейшая авиакомпания России - "Аэрофлот" - сообщила о своих планах на ближайшие годы. В случае если сделка по выкупу оставшегося пакета акций у Александра Лебедева состоится, перевозчик намерен в провести IPO или разместить бонды. Что касается закупки самолетов у "Ростехнологий", то она возможна только в случае выгодных цен, рассказал в четверг заместитель гендиректора компании Шамиль Курмашов.
На долю государства
Государство, которое уже контролирует "Аэрофлот", может увеличить свою долю в авиаперевозчике. Нарастить долю государство может по итогам консолидации авиационных активов госкорпорации "Ростехнологии". Сейчас государству в уставном капитале "Аэрофлота" принадлежит 51,17%.
"Аэрофлот" планирует провести обмен с Росимуществом, которому "Ростехнологии", как планируется сейчас, вернут переданные ранее 6 авиакомпаний, до конца года, после того как будет завершено акционирование ФГУПов. Для оценки активов "Аэрофлот" и "Ростехнологии" наймут инвестбанки. Оценка будет делаться "на сейчас" - чтобы "Аэрофлоту" не пришлось переплачивать за авиаактивы, которые он развивает с момента получения их от "Ростехнологий" в управление, что повлечет рост их стоимости в перспективе.
Даже если оценка, сделанная по данным на начало текущего года, утратит силу к моменту совершения сделки, обмен все равно пройдет по этой цене, так как она будет зафиксирована в протоколе о намерениях, пояснил Ш.Курмашов.
Первоначально планировалось, что активы "Ростехнологий" будут обменяны на долю в "Аэрофлоте", которую получит госкорпорация. Однако позднее ведомства решили вернуть 6 переданных ранее госкорпорации авиакомпаний ("Владивосток Авиа", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", ФГУП "ГТК "Россия", ФГУП "Оренбургские авиалинии", ФГУП "Кавминводыавиа") в собственность РФ и передать их "Аэрофлоту" в ходе допэмиссии в пользу государства. "Ростехнологии", в свою очередь, получат место в совете директоров "Аэрофлота" и функции по лизингу и ремонту техники авиакомпании.
Как ранее сообщалось, на первом этапе авиационные активы "Ростехнологий" - акционерные общества (51% акций "Владивосток Авиа" и "Саратовские авиалинии", 100% акций "Сахалинские авииатрассы" - прим. ред.) будут переданы "Аэрофлоту" в управление. ФГУПы (ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии", "Кавминводыавиа" - ИФ) отойдут "Аэрофлоту" после акционирования.
Расплатиться с долгами на выкупленные акции
Как в четверг заявил Ш.Курмашов, в случае, если сделка по выкупу у НРБ оставшихся 19,5 акций "Аэрофлота" все-таки будет завершена, авиаперевозчик сможет использовать часть выкупленных акций для выпуска бондов или проведения IPO.
Напомним, что помимо госдоли 19,5% акций "Аэрофлота" владеет Национальный резервный банк (НРБ). До последнего времени НРБ планировал продать авиакомпании этот пакет. Однако 1 апреля владелец НРБ - Национальная резервная корпорация (НРК) Александра Лебедева - сообщила, что не намерена одобрять сделку, поскольку она "влечет за собой существенные налоговые последствия", а предложенная авиакомпанией цена выкупа акций существенно ниже рыночной.
Ранее "Аэрофлот-Финанс" уже выкупил у НРК 6,3% акций материнской компании, тем самым лишив корпорацию прав владельца блокирующего пакета.
Если сделка с НРБ состоится, то компания получит возможность распорядиться частью бывшей доли А.Лебедева для погашения или рефинансирования биржевых облигаций на сумму 12 млрд рублей, размещенных весной текущего года. "Через три года нам надо будет погашать 12 млрд рублей, а значит, через 2,5 года надо думать об инструментах для погашения", - сказал замгендиректора "Аэрофлота". Этими инструментами могут стать конвертируемые облигации или IPO, пояснил он.
Представитель "Аэрофлота" считает 15-20% от уставного капитала оптимальными для будущего выпуска конвертируемых бондов и IPO. "Мы считаем - 15-20%. IPO не самоцель, это инструмент рефинансирования", - сказал он. При этом Ш.Курмашов отметил, что 6% акций компании, уже выкупленные у НРБ, "это не очень много для размещения". Компания не видит большой необходимости в выкупе всей доли НРБ, но готова завершить сделку с Александром Лебедевым, добавил он.
Замгендиректора компании также заметил, что уже выкупленных у НРБ акций должно быть достаточно, чтобы получить от государства 6 авиаактивов ("Владивосток Авиа", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", ФГУП "ГТК "Россия", ФГУП "Оренбургские авиалинии", ФГУП "Кавминводыавиа"). "Если 6% не хватит, хотя мы считаем, что этого достаточно, то мы добавим кэш. Или можно не покупать 100% (в каждом из авиаактивов "Ростехнологий"), хватит и контроля", - отметил Ш.Курмашов.
Без заимствований
Ну а в течение ближайших 3 лет, до того как предстоит погашать биржевые облигации, "Аэрофлот" не планирует прибегать к заимствованиям, заявил представитель компании. До этого срока "Аэрофлот" не видит необходимости в привлечении средств с рынка, так как не планирует масштабных капитальных вложений и сделок М&A. "Поэтому нам заимствования не нужны", - заявил Ш.Курмашов, добавив, что компании хватает свободных средств для обслуживания своей операционной деятельности. Также, по его словам, "Аэрофлот" не планирует давать займы своим "дочкам" и поручаться за их долги.
При этом весной перевозчик готовился разместить евробонды на $400 млн, но отказался от этой идеи в пользу размещения биржевых облигаций на рынке РФ, сообщил журналистам Ш.Курмашов.
"У нас был готов проспект еврооблигаций, а с 18 по 25 марта должно было пройти роад-шоу. Но мы не поехали на роад-шоу, отказались от еврооблигаций и объявили подписку на биржевые облигации", - заявил он.
Ш.Курмашов пояснил, что "Аэрофлот" отказался от выпуска еврооблигаций в связи с тем, что в тот момент невозможно было занять по ставке ниже 7,5-8%. В результате доходность выпуска биржевых облигаций была на уровне 3,89%, что является очень удачным показателем.
Только по выгодным ценам
По словам Ш.Курмашова, "Аэрофлот" будет покупать самолеты Boeing у Ростехнологий только в случае выгодных цен.
Напомним, что в среду американский Boeing был назван победителем в тендере на поставку "Ростехнологиям" 65 самолетов на $2,5 млрд. Этот тендер изначально был объявлен под так и не реализованный проект "Росавиа".
Как в четверг пояснил Ш.Курмашов, "у нас заключено соглашение, которое предоставляет "Ростехнологиям" преимущественное право (на лизинг самолетов для "Аэрофлота"), если у них будут ставки ниже наших основных партнеров, крупнейших мировых лизингодателей".
Однако по его словам, если цены, предложенные "Ростехнологиями", будут выше рыночных, "то у нас никаких обязательств нет. Можем и не взять". Также он добавил, что "Аэрофлоту" на 2010 год достаточно имеющегося парка, и нынешние лизинговые платежи компании зафиксированы на комфортном низком уровне.
Как пояснил директор департамента "Аэрофлота" по связям с общественностью Олег Михайлов, подписанное в среду допсоглашение с "Ростехнологиями" определяло, что "Ростехнологии" проводят тендер на закупку самолетов не только для "Аэрофлота", но и для шести компаний, передаваемых госкорпорацией "Аэрофлоту". "Аэрофлот" воспользуется условиями "Ростехнологий" только если цены будут рыночными", - отметил О.Михайлов.
"Ростехнологии" к 1 августа текущего года должны создать лизинговую структуру, а к ноябрю "Аэрофлот" должен подготовить требования к самолетам, которые он может заказать через "Ростехнологии".
ЮТэйр не нужен
Ш.Курмашов также подтвердил, что "Аэрофлот" получал предложение о покупке самолетного бизнеса "ЮТэйра", но отказался от него. По его словам: "Нам предложение делалось. Три недели назад". Оно не заинтересовало "Аэрофлот", так как парк и маршрутная сеть "ЮТэйр" дублируются с ГТК "Россия" и "Нордавиа", пояснил замгендиректора компании.
В конце апреля газета "Коммерсантъ" сообщила со ссылкой на осведомленные источники, близкие к переговорам между структурами "Сургутнефтегаза" и возможными покупателями, что авиакомпания "ЮТэйр" выставлена на продажу. Сам "ЮТэйр" эту информацию опровергал.
По данным источников "Коммерсанта", переговоры на тот момент велись с пятью претендентами, среди которых правительство Москвы, Lufthansa, "Аэрофлот" и "Сибирь", при этом в качестве наиболее вероятного покупателя называлось правительство Москвы, которое за счет сделки могло бы решить проблему загрузки аэропорта "Внуково". Вертолетный бизнес "ЮТэйр" при этом будет выделен и сохранен владельцами, писала газета.
Пассажирские перевозки "ЮТэйр" в 2009 году составили 3 млн 526 тыс. человек. По неофициальным данным, около 75% акций компании принадлежат структурам, аффилированным с "Сургутнефтегазом".