Катастрофа Ту-154: пока копии, потом оригиналы
Варшаве переданы копии записей "черных ящиков" борта номер 1, разбившегося под Смоленском 10 апреля. Расследование продолжается
Москва. 31 мая. INTERFAX.RU - В расследовании смоленской трагедии – авиакатастрофы, повлекшей гибель польской правящей элиты, включая президента Леха Качиньского, очередной этап. Варшаве передаются копии записей "черных ящиков" борта номер 1, разбившегося под Смоленском 10 апреля. В понедельник в правительстве РФ подписан соответствующий меморандум. Документ подписали министр транспорта РФ Игорь Левитин, глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина и глава МВД и администрации Польши Ежи Миллер. Позже в МАК началась процедура копирования записей бортовых самописцев самолета президента Польши Леха Качиньского, который разбился в апреле под Смоленском. Копирование происходило в открытом для прессы режиме, передает корреспондент "Интерфакса". Сначала был открыт сейф, откуда были извлечены кассеты. На копирование звуковой информации отводится примерно час. По итогам копирования российская и польская стороны подпишут протокол передачи копий записей бортовых самописцев, а также транскрипции переговоров членов экипажа. Церемонии проходили в присутствии вице-премьера Сергея Иванова.
На встрече с польской делегацией сегодня он заявил, что Польше в будущем могут быть переданы оригиналы записей "черных ящиков" и другие документы. "Я не исключаю, что после завершения расследования в будущем возможна передача аутентичных записей, оригинала", - сказал Иванов. Он сказал, что польской стороне могут быть переданы и другие материалы расследования. "Мы готовы беспрецедентно подходить к беспрецедентной катастрофе", - заявил Иванов. По его словам, "передача копий данных самописцев не означает окончания следствия или вмешательства в работу следственных органов". "Расследование будут продолжать в духе сотрудничества компетентные органы двух стран", - подчеркнул вице-премьер.
"Если в дальнейшем потребуется передача каких-то дополнительных материалов, не связанных с компетенцией МАК и правительства РФ, а связанных с компетенцией и полномочиями независимых органов, мы готовы к дальнейшему сотрудничеству", - заявил Иванов. Он также заверил, что расследование катастрофы самолета президента Польши будет доведено до конца. "Россия не меньше, чем Польша, заинтересована в объективном, всестороннем и полном расследовании. Мы будем делать все, чтобы довести его до логического конца", - сказал Иванов. "Уверен, что расследование будет проводиться максимально полно, исключая любые спекуляции. Мы прекрасно понимаем, какой резонанс это имеет в Польше", - подчеркнул вице-премьер. В свою очередь, глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина сообщила, что по стандартам международной организации ICAO расследование авиакатастрофы самолета польского президента идет быстро, эффективно и транспарентно. По словам г-жи Анодиной, все материалы расследования будут переданы государственным комиссиям по расследованию авиационного происшествия в России и Польше, а также генеральным прокуратурам двух стран. "Окончательный отчет после утверждения будет представлен общественности", - сказала Анодина.
Сегодня же глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин сообщил, что по данным следствия, взрыва на борту самолета президента Польши перед катастрофой не было. "Техническая экспертиза подтвердила: никакого взрыва на борту самолета не было", - сказал Бастрыкин на упоминавшейся встрече в правительстве РФ с польской делегацией. Он заявил, что следствие проводит ряд экспертиз, в том числе исследуются остатки топлива, проводится авиационно-техническая экспертиза, в расследовании участвуют 50 криминалистов-исследователей из центрального аппарата СКП РФ. Бастрыкин сказал, что первый этап расследования завершен - он был связан с идентификацией погибших, осмотром места происшествия и допросом свидетелей. "Мы уже передали польской стороне целый ряд документов и вещественных доказательств. Мы оперативно реагируем на те просьбы, которые поступают в наш адрес, и провели повторный осмотр места катастрофы по запросу премьер-министра Польши Дональда Туска. Польские коллеги участвовали в этом осмотре", - сказал глава СКП РФ.
В СМИ активно обсуждаются версии причин трагедии, в том числе и фактор присутствия посторонних в кабине экипажа самолета президента. При этом расшифровка записей бортовых самописцев называется важнейшим обстоятельством. На днях глава польской комиссии по расследованию трагедии Эдмунд Клих сообщил российскому телеканалу НТВ, что перед катастрофой в кабине пилота находился командующий ВВС Польши Анджей Бласик. "Я не отрицаю того, что в кабине пилотов находился пятый человек. Да, это был генерал Бласик", - сказал Клих. "И слова не было сказано, которое могло оказать давление на экипаж. Ничего похожего на: "Мы должны приземлиться прямо сейчас". Я ничего подобного не помню, хотя слышал запись переговоров", - сообщил польский эксперт. При этом он сказал, что пребывание Бласика в кабине могло оказать косвенное давление на пилотов. "Да, конечно, одно только присутствие могло оказать давление. Я согласен с этим", - отметил Клих.
Ранее польская газета "Речь Посполита", ссылаясь на Клиха, сообщила, что причиной крушения самолета стали ошибки пилотов. "Экипаж Ту-154 совершил ошибки, которые привели к трагедии", - заявил он. "Пилоты пренебрегли всеми предостережениями автоматики самолета и пошли на чрезмерный риск. Почему? Потому что они так обучены", - заявил Клих. "Я говорю эти слишком сильные слова, хотя расследование еще не закончено. Но у меня уже седые волосы, и я могу взять на себя риск заявить это. Я считаю, что общество должно быть проинформировано", - сказал он. По данным газеты "Речь Посполита", Клих также сказал, что летчики президентского лайнера, несмотря на густой туман, решилась на неслыханно рискованное приземление.
Десятого апреля под Смоленском разбился самолет Ту-154, на котором летела высокопоставленная делегация во главе с президентом Польши Лехом Качиньским. Все 96 человек, которые находились на борту, погибли. Расследование авиакатастрофы ведет базирующийся в Москве Межгосударственный авиационный комитет. В расследовании участвуют польские эксперты.
Обозреватель Владимир Шишлин