Бензин подорожает. Как?

Российские власти вновь рискуют затронуть болезненный для многих россиян вопрос. Планы отменить транспортный налог с одновременным повышением акциза на бензин могут привести к подорожанию топлива

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 31 мая. FINMARKET.RU - Решая одну из двух извечных для России проблем, а именно проблему ужасающего состояния большинства автомобильных дорог, российские власти вновь рискуют затронуть болезненный для многих россиян вопрос. Ведь планы отменить с 2011 года "несправедливый" транспортный налог с одновременным увеличением акциза на бензин для финансирования воссоздаваемого дорожного фонда могут привести к подорожанию топлива для всех без исключения автовладельцев. Между тем, Минэкономразвития пытается заранее успокоить водителей, заверяя, что резкого роста цен на бензин не будет. Как ни странно, представители ассоциаций автомобилистов инициативу властей поддерживают и полагают, что цена бензина возрастет незначительно. Между тем, другие эксперты считают, что стоимость бензина вырастет куда существеннее: от 7 до 17% для разных видов топлива.

Не бойтесь роста цен на бензин?

Правительство в середине мая приняло решение фактически о воссоздании целевого дорожного фонда, который был упразднен около десяти лет назад. Предполагается создание бюджетного фонда для финансирования строительства и ремонта автодорог. Право создавать аналогичные фонды получат регионы. В пятницу на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что правительство с 2011 года может отменить транспортный налог и одновременно для финансирования дорожного фонда может быть увеличен акциз на бензин. "Правительством предусмотрены целевые поступления от повышения акцизов на нефтепродукты, что является мировой практикой, а также введение платы за проезд по автодорогам для автотранспортных средств весом более 12 тонн", - сказал С.Иванов.

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, общаясь в пятницу с журналистами в Тюмени, поспешила заявить, что Минэкономразвития РФ не ожидает значительного роста цен на бензин из-за возможного увеличения акцизов на нефтепродукты. Интересно, что при этом никаких окончательных расчетов главное экономическое ведомство, собственно, как и Минфин, пока еще не сделали.

"Сейчас ведем предварительные расчеты, считаем разные сценарии. Действительно, акциз на нефтепродукты лучше, чем транспортный налог (для наполнения дорожного фонда)", - сказала министр. По ее словам, "не нужно опасаться" существенного роста цен на бензин.

Транспортный налог зависит только от мощности двигателя автомобиля. В Москве ставка налога для легковых автомобилей с двигателем мощностью до 100 л.с. составляет 7 рублей, затем ставка в зависимости от мощности поэтапно увеличивается. Налог уплачивается один раз в год, причем независимо от того, пользуется ли владелец транспортным средством или оно законсервировано в гараже. Считается, что этот налог несправедлив, так как его размер не зависит от того, как много ездит водитель. Кроме того, он довольно проблематично собирается. По замыслу властей, отмена транспортного налога и компенсация его ростом акциза на бензин сделает налогообложение автомобилистов более справедливым: они будут платить в зависимости от того, как много ездят и, соответственно, расходуют топливо. Помимо этого, акциз легче собирать, так как налоговые органы будут иметь дело не с миллионами налогоплательщиков, а с юридическими лицами - переработчиками нефти.

Ранее начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина РФ Алексей Сорокин сообщал, что министерство пока только просчитывает возможность отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Оценивается размер возможных потерь для бюджетов от отмены налога, размер повышения акцизов для компенсации этих потерь, а также то, каким образом данное решение может отразиться на потребителях. "Вопрос, в частности, в том, сколько это будет стоить для потребителя, потому что если транспортный налог у нас маневренный в отношении ставок и льгот, то в отношении акцизов на ГСМ - если повысят, то уже никто льгот не получит", - сказал представитель Минфина. Ведомство должно завершить расчеты к 20 июня.

Насколько подорожает бензин?

Пожалуй, не подвергается сомнению тот факт, что в случае отмены транспортного налога при одновременном повышении акциза на бензин стоимость топлива как у производителей, так и в рознице однозначно вырастет. Весь вопрос в том, насколько существенно. Ведь даже в комментарии Э.Набиуллиной, что "не нужно опасаться" существенного роста цен на бензин, содержится допущение того, что некое повышение стоимости топлива все-таки произойдет.

Между тем, в Московском отделении Федерации автовладельцев России (ФАР) настроены весьма оптимистично. "Это одна из немногих инициатив (правительства), которую мы одобряем", - сказал в интервью "Финмаркету" председатель Московского отделения ФАР Сергей Канаев, отметив, что в большинстве развитых стран именно так финансируется дорожное строительство. По его словам, ФАР еще в 2005 году предлагала подобную меру. По его мнению, новая система будет более справедливой, поскольку она будет построена по принципу "больше ездишь - больше платишь". Кроме того, считает представитель ФАР, произойдет перераспределение средств в пользу регионов, поскольку будет действовать принцип "где ездишь - там и платишь". При этом собираемость "будет однозначно 100-процентная". С другой стороны, полагает эксперт, замена транспортного налога на повышение акциза на ГСМ не приведет к существенному подорожанию бензина. По оценкам самой ФАР, сделанных еще в 2007 году, эта мера приведет к удорожанию литра бензина в рознице всего на 51 копейку, считает эксперт. По мнению лидера движения "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, которое приводит газета Ведомости, простое включение транспортного налога в цену бензина (на основе данных 2009 год по потреблению топлива) должно увеличить цену бензина не более чем на 1,5 рубля.

Между тем, есть и другие оценки, куда менее радостные. Минфин РФ, хотя еще и не завершил расчеты, честно признался, что, по предварительной оценке, для компенсации отмены транспортного налога (а это 62 млрд рублей поступлений в 2009 году, а в 2010 году ожидается еще большая сумма) может потребоваться увеличение акциза на ГСМ в среднем в два раза. "Мы получили информацию, чтобы компенсировать налог, поскольку акциз есть как положительный, так и отрицательный, то в среднем в 2 раза может вырасти ГСМ", - сказал А.Сорокин.

Сейчас акцизы за тонну бензина Аи-92 и Аи-95 одинаковые - 3992 рублей, дизтоплива - 1188 рублей, напоминает газета. Повышение акцизов вдвое увеличит среднюю оптовую цену "на воротах НПЗ": для Аи-92 на 17%, для Аи-95 на 15%, для летнего дизтоплива на 7% (расчет по текущим ценам), сообщил изданию аналитик "Кортеса" Михаил Турукалов. Бензин может подорожать еще больше, ведь с акциза еще берется НДС, замечает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Таким образом, можно подсчитать, как изменятся расходы для рядового автомобилиста. Например, для городского хэтчбэка "Форд Фиеста" с двигателем объемом 1,4 литра и мощностью 96 л.с. транспортный налог за 2010 год составил около 600 рублей. Если литр 95-ого бензина, которым требуется заправлять "нежную" "Фиесту" подорожает на 15%, то при среднем объеме дозаправок около 30 литров в неделю (120 литров в месяц и около 1440 литров в год) и цене около 24 рублей за литр, дополнительные расходы на бензин составят 5184 рубля в год, что почти в 10 раз больше суммы отменяемого налога. Так что можно предположить, что инициатива отменить "несправедливый" транспортный налог, заменив его "справедливым" двукратным ростом акциза на топливо, вряд ли вызовет ликование большинства россиян, передвигающихся на личных авто.

В Минфине РФ признают, что вопрос цен на бензин является социальным и требует серьезного обсуждения. "Надо посмотреть, на сколько процентов поднять планку акциза, чтобы потом эту разницу раздать по субъектам РФ, и какова будет стоимость бензина", - отмечал ранее А.Сорокин.

В свою очередь, Э.Набиуллина подчеркнула, что "нам важно не допустить резкого роста цен на бензин". "Поэтому нам дано поручение посмотреть источники пополнения дорожного фонда, а именно - кроме акцизов, какие возможны другие дополнительные источники", - сказала она. По ее словам, анализируются в том числе неналоговые доходы, например, от использования придорожной инфраструктуры, сдачи в аренду, что "пока используется неэффективно". "Также будем смотреть на источники общего покрытия, не привязанные к транспорту", - добавила министр.

С другой стороны на страже интересов потребителей стоит и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая ранее неоднократно заявляла о недопустимости необоснованного завышения оптовых цен на топливо и облагала штрафами нефтяные компании. Ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что цены на бензин в РФ в настоящее время завышены на 15-20%. Похожая ситуация завышения цен характерна также для дизельного топлива и для авиационного топлива, заявил на прошлой неделе в эфире радио "Эхо Москвы" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Между тем, пока цены на бензин ползут вверх и без двукратного увеличения акцизов. По данным Росстата, в апреле потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 1,1%, с начала года - на 0,5%. Цены производителей бензина в апреле выросли на 4,5%, за январь - апрель - на 14,2%. Стоимость 1 литра бензина в среднем по России на 24 мая достигла 21,84 руб. Цена литра марки А-76 повысилась до 19,41 руб., марки Аи-92-93 - до 22,32 руб. Высокооктановый (Аи-95 и выше) подорожал до 24,13 руб. Цена на дизельное топливо подтянулась к 19,11 руб.

Новости по теме

ФАС обыграла нефтяников в суде

Новости