На тропу войны с металлургами
Машиностроители, чувствуя поддержку главы правительства Владимира Путина, похоже, готовы к масштабным "военным действиям" против металлургов
Москва. 27 мая. FINMARKET.RU - Бурно и широко обсуждаемое намерение металлургов повысить цены на 20-30% для машиностроителей, похоже, подтолкнет последних к масштабным "военным действиям". Так, замглавы Союза машиностроителей Владимир Гутенев заявил в четверг, что "взывать к совести металлургов - неправильный путь". А правильный путь, по его мнению, был показан премьер-министром, "когда он хотел вызвать доктора к Зюзину, но, к сожалению, не вызвал".
Цены растут по весне
В марте крупнейшие металлопрокатчики объявили ряду клиентов о своем намерении повысить цены на свою продукцию на 20-30%. Металлурги объясняли это подскочившей почти вдвое стоимостью коксующегося угля.
После чего ОАО "Уралвагонзавод" (УВЗ) и ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) написали жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), уверяя, что в случае такого роста цен им придется или повышать цены для потребителей, или работать в убыток. В необоснованном завышении цен обвинялись Evraz Group, ОАО "Северсталь", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) и группа "Мечел". Жалоба РЖД была рассмотрена, однако ФАС не нашла в действиях металлургов никаких нарушений. А по жалобе УВЗ служба возбудила административное дело в отношении Evraz и заявила, что, возможно, следом будут возбуждены дела и в отношении других меткомпаний.
Особую остроту вопрос стоимости проката приобрел после заявления премьер-министра Владимира Путина о необходимости "серьезного обсуждения" заявленного металлургами повышения цен.
Сейчас конфликт в самом разгаре: металлурги упорствуют в намерении поднять цены и грозят машиностроителям прекращением поставок, а последние соглашаются на временный рост, опасаясь остановки конвейера. При этом, если с Evraz, ММК и "Мечелом" машиностроители ведут переговоры с некоторой степенью взаимопонимания и успешности, то "Северсталь" вызывает у них наибольшее количество нареканий. Президент ОАО "Русская корпорация транспортного машиностроения" Виктор Мажукин даже призвал коллег по цеху не покупать прокат у "Северстали". "Мы уже 7 лет не берем у "Северстали"! Я вам скажу, где брать. Приходите, расскажу!" - уверял он. Настроение представителей машиностроительных компаний наглядно показал прошедший в четверг в Общественной палате круглый стол "Рост цен на продукцию металлургической, горно-обогатительной и угольной промышленности".
Хирург или терапевт?
Противостояние металлургов и машиностроителей обостряется каждую весну (исключение составляет прошлый кризисный 2009 год), когда первые заявляют об увеличении цен на свою продукцию, а вторые, естественно, с ней спорят. Однако в этом году у машиностроителей, по их мнению, больше шансов на победу, так как за них вступился премьер-министр.
Чувствуя такую поддержку, машиностроители готовы выйти на тропу войны с металлургами. Свои надежды они связывают с помощью государства. "Государству надо поднажать, и мы сядем и договоримся. Иначе они получат вагоны по мировой цене", - уверен В.Мажукин.
Директор московского представительства УВЗ Василий Варенов полагает, что "поднажать" недостаточно. По его мнению, правительству пришло время пересмотреть принятые в кризис меры господдержки металлургов, по его словам, "беспрецедентные". "В I квартале 2010 года наблюдался рост экспорта (металлопроката)", - отметил В.Варенов, добавив, что это свидетельствует об улучшении положения в отрасли.
УВЗ предлагает следующее: ввести экспортную пошлину на метпродукцию на 15%, временно обнулить все пошлины на импорт проката, ввести квоты на экспорт коксующегося угля, железной руды, проката черных металлов и восстановить пошлины на импорт оборудования для металлургических компаний, параллельно обнулив пошлину на импорт оборудования, необходимого для развития машиностроения. "Обеспечьте внутренних потребителей, а потом продавайте на экспорт", - категоричен В.Варенов.
В.Гутенев, который помимо должности зампреда Союза машиностроителей (а возглавляет это объединение руководитель "Ростехнологий" Сергей Чемезов), занимает еще и пост председателя общественного совета при Минпромторге, заявил о необходимости "вызвать доктора" к ряду меткомпаний, если те продолжат упорствовать в своем желании поднять цены на прокат. Среди предлагаемых им способов борьбы - объединение усилий машиностроительных компаний, постоянное информирование ФАС и других госорганов о фактах нарушений металлургами условий договоров с машиностроителями. Кроме того, он призывает убедить госорганы проверить, какие именно структуры участвуют в продаже проката, какие структуры поставляют металлургам кокс и руду и не находятся ли они в одних и тех же холдингах, с одними и теми же бенефициарами. В-третьих, по его мнению, нужно пролоббировать налоговые проверки меткомпаний по вопросам ценообразования и уплаты налогов. В-четвертых - поднять вопрос о соблюдении экологических норм предприятиями - производителями проката. И в-пятых, воздействовать на них "через профсоюзы". Идея проста: если меткомпании ссылаются на мировую цену на прокат при продажах на внутреннем рынке, то пусть и вся остальная их деятельность соответствует мировым стандартам, начиная от социальной ответственности, норм охраны труда и зарплат до отчисления налогов в России и прозрачной структуры ценообразования. "Вызывать хирурга или терапевта - надо решить. Но вызывать "скорую помощь" надо однозначно", - резюмировал он.
Замначальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Ольга Сельващук, присутствовавшая на круглом столе, выслушав претензии и предложения машиностроителей, предложила компаниям чаще обращаться с жалобами в ФАС, чтобы служба всегда знала, что происходит в отрасли. "Мы призываем машиностроителей обращаться в ФАС", - заявила она.
Перед лицом общего врага
Предложенные меры поддержал председатель профсоюза машиностроителей Николай Шатохин, заметивший, что "только забрезжила надежда в виде информации со стороны Сбербанка о снижении кредитных ставок, а с повышением на 25% (цен на металлопрокат) эти надежды похоронены".
О согласии участвовать в совместной борьбе заявили также вице-президент ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы" Наталья Партасова, член правления УК "Группа "ГАЗ" Елена Матвеева, председатель профкома ОАО "АвтоВАЗ" Сергей Зайцев и многие другие.
Приведет ли этот порыв к реальным шагам со стороны государства, покажет время. Как и то, не развалится ли столь сплоченное сейчас объединение, когда хоть один из его участников сумеет договориться о цене с поставщиками металлопроката.